«За больной картофель заплатили валютой и... посадили его»

ЧУТЬ более двух лет осталось до конца реализации Программы развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур в 2008—2013 годах. Что изменилось с момента ее утверждения Правительством, кто и что для этого сделал или не сделал и как достичь поставленных целей в отведенные сроки? Это обсуждалось на последней коллегии Минсельхозпрода.

Чем заняты отечественные элитхозы и что скрывается за двойным объемом производства оригинальных семян учреждениями НАН Беларуси?

ЧУТЬ более двух лет осталось до конца реализации Программы развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур в 2008—2013 годах. Что изменилось с момента ее утверждения Правительством, кто и что для этого сделал или не сделал и как достичь поставленных целей в отведенные сроки? Это обсуждалось на последней коллегии Минсельхозпрода.

Помнится, в 2007-м семеноводы заверяли, что через два-три года Беларусь сможет обходиться без импортных семян кукурузы гибридов первого поколения. Сегодняшние реалии: 55-процентная обеспеченность этим материалом собственного производства — достижение, которое позволило сократить импорт не только семян кукурузы, но и многолетних трав, кроме люцерны, райграса однолетнего пастбищного четырех видов созревания и овсяницы красной.

— Фактически научно-исследовательские учреждения НАН Беларуси производят в полтора-два раза больше оригинальных семян, чем необходимо, — отметил заместитель министра сельского хозяйства Василий Павловский. — Но если в целом объемы производства выдерживаются, то по отдельным культурам и сортам заявки элитхозов остаются без выполнения. Так, в прошлом году семян яровой пшеницы сорта «Сабина» произвели только 43 процента, «мунк» — треть от задания, зато в шесть раз больше положенного «выдали» «дарьи», в четыре раза — «ростани». Это дополнительные затраты.

В целом за три с половиной года в рамках реализации Программы НАН Беларуси передала на испытание 54 сорта зерновых и зернобобовых культур, четыре гибрида кукурузы, 13 красноцветных, три — льна и два — многолетних трав. Процесс организован на основании заявок и согласования объемов между Академией наук и Минсельхозпродом. Оригинальные сорта поступают в распоряжение тех организаций, которые производят и продают хозяйствам элитные семена. Де-юре их в стране 92, де-факто, оказывается, гораздо меньше. Так, в течение 2009—2010 годов в Брестской области из восьми элитхозов с планами реализации зерновых и зернобобовых справились только четыре, в Витебской — семь из двенадцати, в Гомельской — шесть из девяти, в Гродненской — восемь из четырнадцати и т. д. То есть более половины элитхозов на деле ими только числятся. Поэтому Программа и предусматривает сокращение их количества до сорока, что позволит сделать производство семян более эффективным.

Как сообщил на коллегии Василий Павловский, Государственный реестр производителей, заготовителей семян уже претерпел изменения: «Разделили заготовителей и производителей, собрали заявки на следующий год, сейчас согласовываем их с научными учреждениями».

Но министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаил Русый возразил: «Необходимо еще раз пересмотреть реестр. Там по-прежнему все смешано: производитель — в скобках поставщик. Так кто он? Если сегодня суммировать людей, которые занимаются поставкой шрота, комбикорма, медпрепаратов, средств защиты, разных цветов и трав, их получится больше, чем сельхозпредприятий. Это люди, которые ничего не делают, но зарабатывают деньги, потому что мы им позволяем. А следовало бы определить основных производителей, посмотреть, что они предлагают и какого качества, надо ли нам это. Если надо, внести их в реестр. А уже затем определяться с импортом сортов, которые у нас производить нельзя».

Кстати, Михаил Русый обратил внимание и на качество импортных семян, приведя в пример завезенные в республику 216 тонн картофеля, зараженного серебристой паршой. Министр настоял на более тщательном внимании к работе приграничной фитосанитарной и внутрикарантинной служб, а также критически отнесся к тому, что некачественные семена «второго хлеба» не только импортировали по стопроцентной предоплате, но и «умудрились посадить», пытаясь извлечь из них хоть какую-нибудь пользу.

— Брак подлежит возврату с выплатой неустойки! Других вариантов быть не может, — констатировал Михаил Иванович.

Министр поручил определиться-таки, сколько нужно семян, конкретно каким хозяйствам, и производить их в соответствии с потребностью, поскольку до сих пор этот процесс носит хаотичный характер: затрачиваем средства на производство какого-то сорта, а потом оказывается, что нам столько и не надо…

На коллегии также обсуждалось выполнение поручения главы государства по строительству (реконструкции) хранилищ и размещению в них картофеля урожая нынешнего года.

Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter