«За Беларусь выступаю не из-за денег»

Самый дорогой гандболист мира Сергей Рутенко: "За Беларусь выступаю не из-за денег"
Председатель федерации гандбола Владимир Коноплев как-то сказал о нем: “Арабские страны предлагали Сергею большие деньги, чтобы он принял их гражданство. Мы не можем дать ему и сотой доли тех денег, если не тысячной. Но он выступает за нашу сборную”.  В интервью “НГ” известный спортсмен рассказал, почему он это делает и какой видит нашу команду в будущем. 


— Однажды вы сказали, что, возможно, с точки зрения спорта родились “не в то время”: если бы немного раньше, могли бы выступать за легендарную сборную СССР... 
— Я не уверен, что сумел бы попасть в топ-сборную Союза, которую до сих пор помнят и любят болельщики. Но стремился бы к этому. 
— Как получилось, что вы уехали в Словению и сменили гражданство?
— Тогда я оказался невостребован у нас. Уровень нашего чемпионата был откровенно слабым, и для того, чтобы расти в профессиональном плане, был только один выход — уезжать за границу и играть там. Я так и сделал. Одни называли меня предателем, другие — молодцом. Но если бы мне довелось прожить то время еще раз, поступил бы так же, ведь, не уедь я туда, вряд ли бы состоялся как спортсмен. Когда перебрался в Словению, мне было 18 лет, играл в почти студенческой команде, где ни у кого не было денег, но было весело. Жил в одной квартире со словенцем, и благодаря этому быстро выучил язык. За шесть лет эта страна стала для меня вторым домом.
— Затем был испанский “Сьюдад-Реаль”, а потом вас за рекордную сумму — 1,2 миллиона евро — выкупила “Барселона”. Какую роль играли деньги в этих переходах?
—  Большую. Есть семья и дочь, которым хочется обеспечить будущее. Но деньги далеко не самое важное. С “Барселоной” вообще интересная история вышла. Переговоры у нас длились больше шести месяцев. В середине июня 2009 года я сказал окончательное “нет”, а уже в следующем месяце подписал контракт. Руководство “Сьюдад-Реаль”, у которого тогда были финансовые проблемы, сказало: “Сергей, может, все-таки пойдешь? Очень много денег за тебя дают”. 
— Вы могли бы выступать за испанскую сборную, с которой завоевывали бы медали на чемпионатах мира, Олимпиадах, получали при этом большие гонорары. Но вы выступаете за Беларусь...
— Когда я три года прожил в Словении, в нашу сборную меня не вызывали. И с меня это снимало моральную ответственность. Сейчас ситуация другая. Когда мне предложили выступать за Испанию, в Беларуси наконец на гандбол обратили внимание: в федерации определили структуру, план развития и так далее.  Да, тренер испанской сборной Валеро Ривера уговаривал меня перейти к нему. Но я принял для себя решение. Не знал, как сказать ему, а потом выложил все начистоту: “Я буду более счастлив, если буду играть за Беларусь, пусть пока и в квалификационных матчах. После этого разговоры со мной прекратились. 
— Главный тренер нашей сборной Юрий Шевцов говорил, что у нас есть ветераны и молодежь, разница в возрасте между которыми доходит до двадцати лет. “Середняк” мы потеряли после распада Советского Союза — в то время было не до гандбола. Согласны с этим?
— Безусловно, команда у нас возрастная. И, возможно, в таком составе она  не успеет достичь высоких призовых мест. Но подрастает перспективная молодежь, и в этом большая заслуга всей федерации. Перед нами уже стоят серьезные задачи — на чемпионате мира в следующем году в Катаре нужно попасть в восьмерку сильнейших, а затем бороться за путевку на Олимпиаду.  Сделать это будет сложно, поскольку уровень мирового гандбола растет с каждым годом. Мы в свою очередь поиграли на чемпионатах разного уровня, у ребят появилась вера в себя. Вспоминаю первый год, когда вернулся в сборную, это было четыре года назад: если нам доводилось выйти на площадку с более сильным соперником, первая мысль была — он нам не по зубам. Сейчас все иначе. Уверенность в своих силах помогает нам побеждать. 
— Считается, что наличие семьи не лучшим образом сказывается на успехах спортсменов. В самом ли деле это так?
— В этом есть доля правды: например, в “Формуле-1” гонщики, у которых есть семья и дети, ездят намного медленнее неженатых.  Но это не мой случай. В Словении у нас был пожилой доктор, который постоянно повторял, что меня надо женить, потому что я шальной и неуправляемый. Случайность или нет — взлет моей карьеры произошел именно после женитьбы. Моя жена Алена — мой тыл. Она всегда поддерживает меня, помогает. Когда родилась Ника, жена сделала все для моего отдыха и восстановления: конечно, по мере возможности я помогал с ребенком, но основная работа была на ней. И она отлично справилась: детский плач и крики по ночам никак не отразились на моем состоянии. 
— У вас много титулов: пятикратный победитель и лучший бомбардир Лиги чемпионов, четырехкратный чемпион Словении и семикратный — Испании... Какой из них для вас важнее?
— Я всегда очень спокойно отношусь к ним и не считаю себя звездой. Важнее всего другое. Мне “спасибо” говорили дважды: один раз в соцсетях, второй — вживую. Подошла женщина и сказала, что ее сын занялся гандболом, глядя на меня. Трудно описать ощущения в этот момент — это не просто приятно, для меня это достижение. И я буду рад, если эти самые ребята в будущем будут играть лучше меня.

На чемпионате мира — 2015 в Катаре наша сборная в группе А сыграет вместе с командами Катара, Испании, Словении, Бразилии и Чили. Явный фаворит в группе — Испания. Шансы остальных команд примерно равны. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter