Почему автокрановщик из Лиды получил 10 рублей зарплаты за два месяца работы?

З/п в миниатюре

Своевременность выплаты заработной платы работникам в стране давно поставлена на жесткий контроль. И вроде бы в последнее время в этом плане наблюдалось стабильное затишье. Но вот один громкий эпизод. За два месяца работы автокрановщику из Лиды заплатили всего 10 рублей, да и эти деньги он получил не вовремя. Случай, скажем так, далеко не рядовой, а потому требует внимательного изучения.

Лидское управление специальных работ ОАО «Стройкомплекс». Из-за неплатежей предприятие само оказалось в непростой экономической ситуации.

Зарплата в 10 рублей

Сергею Антощенкову 56 лет. Раньше он работал в Минске, но решил переехать на родину, в Лиду. Устроился автокрановщиком в Лидское управление специальных работ ОАО «Стройкомплекс» в начале июня. Но денег за все это время не заработал вовсе — ему выплатили всего червонец, хотя по документам должны были 358 рублей 22 копейки.

Проанализировать ситуацию можно только на месте и только со специалистом, который хорошо разбирается в трудовых отношениях. Вместе с главным правовым инспектором труда Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов Светланой Липницкой мы выехали в Лиду. Начальник УСР ОАО «Стройкомплекс» Андрей Ковальчук руководит предприятием меньше месяца, но свою точку зрения по поводу событий, происходящих в организации, уже имеет: 

— Заказчики у нас разные, объекты разные, но многие из них не в состоянии вовремя оплатить выполненные работы. Особенно это касается сельхозорганизаций. Многие хозяйства в нашем районе проходят процедуру санации, отсюда и неплатежи. На данный момент самый крупный наш объект — реконструкция воинской части 30695 в Воложине. В этом же городе строим гаражи для МВД. Работаем без аванса. Делаем проект, проходим экспертизу, строим «под ключ». Комиссия принимает. Процентовка подписана – получаем деньги, не подписана — делаем все возможное, чтобы выполненные работы были запроцентованы.

С автокрановщиком Сергеем Антощенковым Андрей Ковальчук беседовал. Говорит, что тот ситуацию вроде бы понимает, но свою линию продолжает гнуть: верните заработанное!

Главный правовой инспектор труда Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Светлана ЛИПНИЦКАЯ и главный бухгалтер УСР ОАО «Стройкомплекс» Галина ШИБАЙЛО.

Кто кому должен

Светлана Липницкая прежде всего требует все документы, которые Сергей Антощенков подписывал при приеме на работу. Естественно, тщательного изучения требуют «расчетники». 

Главный бухгалтер УСР ОАО «Стройкомплекс» Галина Шибайло, в свою очередь, пытается донести, что новоиспеченный сотрудник, который был принят на работу более 2 месяцев назад на испытательный срок, о непростой финансовой ситуации на предприятии был прекрасно осведомлен. 

— Еще два года назад у нас не было никаких проблем с объектами, были деньги, была и заработная плата, — вспоминает Галина Брониславовна. — Но с начала года все в корне изменилось, и мы просто выживаем. Обо всем этом я честно рассказала ему при приеме на работу. В мое отсутствие жена Антощенкова пришла за справкой, которую, со слов женщины, надо было представить в соответствующие службы. А потом фото этого документа появилось в интернете. Хотя с той поры автокрановщику уже пять раз перечисляли деньги на карточку. 25 августа он получил 35 рублей, 10 рублей ему перечислили 31 августа, 8 сентября было два перечисления: 18 и 205 рублей и другие выплаты. Всего мы выплатили 313 рублей с момента начала его работы. Долг за предприятием составляет всего 15 рублей. Надо понимать, что иногда работник трудился по несколько часов в день из-за недостатка объемов работ. 

Выходит, работник получал деньги. Может, они просто не доходили до супруги? Поговорить с Сергеем Антощенковым лично не удалось. Он работал на объекте в Воложине. Но в телефонном разговоре в ответ на мое предположение лидчанин искренне  рассмеялся: 

— Мы с Данутой не бедные люди. Однако то, что может быть оплачено,  не должно делаться бесплатно. Те деньги, о которых вам говорят, – это не зарплата, а командировочные. В день вашего приезда мне позвонил директор и предложил написать заявление на увольнение. Так я и поступил. Требование законно заработанных денег расценили как бунт в тяжелое для предприятия время. Мол, надо перетерпеть и подождать. Чего ждать-то? В тот же день на карточку мне перевели то, что задолжали. Но все равно недосчитался 100 рублей. Буду добиваться справедливости. 

Заработок действительно более чем скромный. Справедливо отметить, что как только на счетах предприятия появляются деньги – их тут же перечисляют работникам.  Но это крохи.

Конфликт между нанимателем и работником почти исчерпан. Но осадочек осталcя.

Скромные зарплаты

Светлана Липницкая подводит итоги мониторинга:

– Сергей Антощенков принят на работу с 13 июня 2017 года по трудовому договору на неопределенный срок с повременно-премиальной  формой оплаты труда. Работник несколько раз направлялся в командировку, при этом с приказами о командировании ознакомлен не был, что, кстати, является нарушением трудового законодательства. В июне работник отработал 76 часов, а в июле — 124 часа. На момент мониторинга заработная плата за июнь выплачена нанимателем в полном объеме, а за июль задолженность перед работником составляет около 15 рублей. За август заработная плата не начислялась. В коллективном договоре определены сроки ее выплаты — с 15 по 25-е число каждого месяца, следующего за отчетным, но нанимателем эти сроки нарушаются в связи с отсутствием денежных средств у предприятия. 

Зампредседателя Гродненского областного объединения профсоюзов Андрей Кардаш не скрывает: более 20% всех вопросов, с которыми люди обращаются к профсоюзным специалистам, — это вопросы оплаты труда. Среди основных нарушений законодательства — несвоевременность выплаты,  неправильное начисление зарплат, отсутствие индексации при нарушении сроков оплаты и другие. Все эти вопросы находятся на контроле. Мониторинги и анализ выплаты зарплат специалисты проводят регулярно.

— Среди тех, кто до сих пор не рассчитался с работниками, частная мебельная фабрика «Белдрев», — приводит пример Андрей Кардаш. — Еще три года назад работать там было престижно: люди получали высокую зарплату, предприятие развивалось, были созданы хорошие условия для труда. Но высокие проценты по кредитам, сокращение объемов производства привели к тому, что за полтора года штат организации сократился вшестеро, люди работают в режиме неполной занятости, а положенных по закону выплат бывшие сотрудники пытаются добиться через суд с помощью профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.

В целом по стране за первое полугодие по требованию правовых инспекторов и представителей профсоюзов работникам возвращено более миллиона рублей незаконно удержанных или невыплаченных денежных сумм. При непосредственном участии профсоюзов на работе восстановлено 46 человек. Но вот стоит ли бороться Сергею Антощенкову за свое рабочее место – вопрос открытый.

tanula.k@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter