Южнорусский акцент канцлера

Немцы дошли до Сибири: Владимир Путин и Ангела Меркель договорились об освоении Южнорусского газового месторождения
Немцы дошли до Сибири: Владимир Путин и Ангела Меркель договорились об освоении Южнорусского газового месторождения

Сегодня предстоит если не завершение, то самый пиковый момент напряженной геополитической игры, которую ведет с Евросоюзом могущественный «Газпром». Ставки в этой игре необычайно высоки. Газовая империя, а по сути Россия, поставила перед собой сложнейшую задачу: быть не просто поставщиком сырья европейцам, но и гарантом энергетической безопасности Европы. А главным условием для этого Россия считает прямое участие «Газпрома» в предпринимательстве на территории Евросоюза, в частности прямые инвестиции «Газпрома» в европейские компании, занимающиеся сбытом газа населению.

Чтобы допустить такое плотное вхождение российской компании на европейский рынок, Евросоюзу надо ни много ни мало совершить революцию в умах. Ведь энергетическая безопасность Европы, изложенная в «Зеленой книге» ЕС по энергетике, предусматривает нечто прямо противоположное планам «Газпрома» — это диверсификация поставки энергоресурсов, либерализация рынка и возможность конкуренции. Впрочем, гораздо больше, чем риски экономические, Брюссель волнует риск политический. Отдав долгосрочные «газовые» контракты в руки русских — кстати, с точки зрения бизнеса это вполне нормальная стратегия, европейцы должны признать в лице России равноправного партнера. А ведь до сих пор, практически на треть завися от российских энергоносителей, в политике они придерживаются менторского тона. Как в басне Михалкова: «...наше хают и бранят... а сало русское едят».

На днях глава «Газпрома» Алексей Миллер выдвинул европейским послам ультиматум: или вы соглашаетесь на наши условия, или мы поищем покупателей в противоположном, восточном направлении. Теперь Путин может ознакомить с этой ситуацией брюссельских авторов «Зеленой книги» ЕС.

Не случайно начало такого диалога на высшем уровне началось именно с Меркель. Кстати, любопытны итоги опроса, который провел ВЦИОМ накануне приезда в Россию немецкой делегации: в списке дружественных России государств Германия находится на втором (после Беларуси) месте, обгоняя большинство стран бывшего СССР.

Но Меркель, как известно, несентиментальна и на русском говорит только по необходимости. Надобность обсуждения энергетической проблемы вызвана тем фактом, что в ближайшие десять лет — хочет того госпожа Меркель или нет — зависимость Германии от российских поставок газа будет возрастать.

Конечно, канцлер Германии, страны—основательницы Евросоюза, в курсе, как гневно ответил на ультиматум Миллера представитель Еврокомиссии. Наверняка пресс–секретарь доложил ей и об истерических заголовках в британской прессе: «Викинги у ворот!»...

Но она должна также учитывать и настроения собственного избирателя, и бизнес–планы германских фирм. А они уже сверстаны с учетом предложений «Газпрома». Кстати, именно в Томске во время встречи Путина и Меркель «Газпром» и БАСФ подпишут соглашение по освоению Южнорусского месторождения, которое, в свою очередь, должно стать основной ресурсной базой для будущего Северо–Европейского газопровода, поставляющего газ прямо в Германию.

Другая дочерняя компания БАСФа подписала соглашение об освоении половины объемов газа на одном из участков Уренгойского газового месторождения.

Российско–германский саммит — репетиция встречи «большой восьмерки» в Санкт–Петербурге, где Путину предстоит отстаивать свою концепцию энергетической безопасности и роль России как гаранта этой безопасности. И для этого имеются неплохие шансы — ведь геополитика сегодня измеряется в баррелях и кубометрах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter