Ювелирная работа

Ежегодно жители Минска более 500 тысяч раз обращаются с жалобами в ЖЭСы.
Как вам такая цифра? Ежегодно жители Минска более 500 тысяч раз обращаются с жалобами в ЖЭСы. А в городе всего 560 тысяч квартир. Не хотелось бы думать, что на работу жилищно-эксплуатационных организаций жалуются все, но очень на то похоже. Может быть, это даже не вина наших коммунальников, а беда. Просто жаловаться больше не на кого. Монополия. А жилищный фонд в большинстве своем старый, ремонтируется плохо...

Однако скоро в истории развития нашего ЖКХ будет открыта новая, надеюсь, светлая страница. Министерство жилищно-коммунального хозяйства подготовило и согласовало пакет документов, в корне реформирующих организацию обслуживания и ремонта многоквартирных домов. Мне могут возразить: мол, ерунда все это. Было. Несколько лет назад ЖЭСы попереводили на хозрасчет, чуть ли не в каждом посадили бухгалтера, штаты раздули, евроремонты сделали, а толку? В будущем году собирались их и вовсе акционировать. И вот - новый поворот. Куда же он ведет? Об этом, отвечая на вопросы наших читателей, расскажет гость рубрики, начальник управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Эдмунд ГРИШКЕВИЧ.

"Мы живем в панельном доме уже 20 лет. Жилплощадь приватизировали. Но почему с нас берут плату за техобслуживание? Соседи наши в особняках по 100 квадратных метров платят вдвое меньше, и жилье свое они не приватизировали. Пусть нам вернут деньги за приватизацию. Мы тоже хотим платить меньше. Подъезды сами убираем, двор метем, траву подкашиваем. Не желаем содержать контору работников, которые лично для нас ничего не делают.

В.Самусенко, д. Пиревичи, Жлобинский район".

- Просто так взять и в один прекрасный момент отказаться от платы за техобслуживание квартиры, значит, нажить себе большие проблемы. А кто будет обслуживать общее имущество? Потому законодатель распорядился так, что затраты на содержание жилья одинаково возмещает и собственник, и наниматель. Причем далеко не полностью. Сейчас - примерно на треть, что составляет 125,8 рубля с квадратного метра общей площади занимаемого помещения. Норматив утверждается Правительством. Конечно, по логике наниматель должен вносить плату за пользование жилым помещением. Ее нет. Как, впрочем, нет и налога на недвижимость для владельцев одной квартиры. Хотя хозяева частных домов оплачивают не только налог на недвижимость, но и обязательную страховку. В концепции развития жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года и налог на недвижимость с квартировладельцев, и плата за пользование жильем, и даже обязательное страхование предусмотрены. В перспективе.

Учитывая все это, я не взялся бы утверждать, что собственник квартиры находится в худших условиях, чем тот, кто проживает в государственной. Нормативы оплаты для всех одинаковые (если нет, нужно разбираться в каждом конкретном случае), но при этом есть возможность жилье заложить, продать, подарить и вообще распоряжаться им по своему усмотрению. Случаев добровольной деприватизации я пока не встречал. Обычно это делается по суду, с большими скандалами, если выявлены ошибки либо нарушения при оформлении жилья в собственность.

Но раз такой вопрос возник, попробую ответить. Как вернуть деньги за приватизацию? Сложно. В момент начала приватизации каждый гражданин был наделен жилищной квотой. Что такое квота? Это весь жилищный фонд на 1 января 1991 года, оцененный в тех денежных единицах и поделенный на количество граждан, которые тогда проживали в стране. Если мне не изменяет память, каждому пришлось по кусочку недвижимости стоимостью 650 рублей в ценах 1992 года. Плюс учитывался стаж работы человека. Логика такова: гражданин трудился, платил налоги и тем самым участвовал в создании общего национального богатства. На получившуюся сумму жителям страны оформили чеки "Жилье". Кто хотел, тот их получил. С их помощью приватизировались квартиры. Денежная доплата была незначительная.

В принципе, договор купли-продажи квартиры у государства аннулировать можно. Гражданин пишет заявление, исполком выносит соответствующее решение. Человеку возвращают вложенные чеки. Но четкого механизма возврата денег, к сожалению, нет. Если вы в 1993 году заплатили энную сумму, как ее индексировать? По индексу потребительских цен или в зависимости от роста стоимости промышленной продукции или строительно-монтажных работ? Можно применить принцип возврата денег при долевом строительстве, когда человек выходит из ЖСК. Но если у строительной фирмы деньги найдутся (они просто возьмут их с нового дольщика), то где возьмет деньги исполком? В свое время средства поступили на спецсчет приватизации жилья и давно использованы. Но в каждом конкретном случае можно найти какой-то компромисс. Хотя я не думаю, что у собственника есть серьезные основания отказываться от собственности.

Можно ли отказаться от платы за техобслуживание в принципе? Вполне. Но для этого есть особая процедура. Это только собственники одноквартирных и блокированных домов, руководствуясь статьей 35 закона о приватизации, могут обслуживать свое жилье самостоятельно. Владельцам квартир в многоэтажках, прежде чем отказаться от услуг ЖЭСа, нужно создать и зарегистрировать в исполкоме товарищество собственников. И тогда воля ваша - выбирайте любую форму управления, обслуживания, нанимайте хаус-мастера, слесаря, дворника. Но, как показывает практика, ругать ЖЭСы горазды все, а отказаться от их услуг готовы единицы. В этом году мы провели около 10 тысяч собраний с жильцами, агитируя их в товарищества собственников: давайте эксплуатируйте дом сами! Результат почти нулевой. 213 товариществ на всю страну, из них более 100 - в Минске. Люди не хотят брать на себя ответственность за обслуживание своих же домов. Хотя 80 процентов жилья в стране находится в частной собственности.

Сейчас мы готовим пакет документов, которые позволят пошатнуть монополию ЖЭСов в обслуживании жилья. Во многом их работа не всегда устраивает и нас, и жителей. Да и вообще монополия плоха как таковая. Но снизу реформа не идет. Значит, ее придется навязать сверху. Коль люди свой отказ от участия в управлении домашним хозяйством аргументируют тем, что слишком заняты. Что ж, тогда функции управления можно передать другому, например, уполномоченному лицу. Сейчас таким "уполномоченным" лицом фактически является жилищно-эксплуатирующая организация, потому что она заключает договоры с тепло- и водоснабжающими организациями, следит за исправностью инженерных сетей, ведет учет доходов и расходов, прописывает, выписывает... То есть совмещает массу несвойственных функций - заказчика, подрядчика и контролера - в одном лице. На наш взгляд, управлять должно одно юридическое лицо, а обслуживать и ремонтировать - другое. Бухгалтерией, оформлением производственных документов, пропиской должна заниматься управляющая компания. Она же будет от имени жителя на конкурсной основе выбирать обслуживающую организацию, имеющую лицензию на строительные, монтажные, сантехнические и другие работы. В едином национальном реестре подходящих на эту роль фирм - более 600. Для сравнения: ЖЭСов в стране - чуть больше 350. Да, в конкурсе на обслуживание жилья смогут принять участие все. Но спешу успокоить читателя: размер платы за техобслуживание останется регулируемым и по-прежнему будет утверждаться Правительством.

Реформа стартует в ближайшее время. Пока в качестве эксперимента - в некоторых районах Минска. Функции коммунальных расчетов, прописки возьмут на себя ЖРЭО, а в ЖЭСах останутся сантехники, дворники, слесари. И они должны готовиться к конкурентной борьбе с другими претендентами на обслуживание жилья. Там, где денег, собираемых с населения, будет маловато, предполагаем сохранить дотации. В Могилеве уже созданы расчетно-кассовые центры. И жители этих городов больше не ходят в ЖЭС по поводу платежей, прописки, выписки. Эти РКЦ в последующем могут взять на себя функции заказчика. Только важно действовать не сгоряча, а осторожно и осмотрительно.

"Почему такими разными стали суммы платежей за отопление? Как соотносятся расчетные нормативы с реальным потреблением тепла? Ведь многие жители нашего города на грани того, чтобы отказаться от центрального отопления и перейти на обогрев квартир буржуйками, как во время войны. Почему в условиях роста цен на энергоносители установка счетчиков тепла не возведена в ранг задачи государственной важности?

Виктор Лукучин, Климовичи".

- Согласен. Лучший способ решения этой проблемы - установка приборов учета. В Минске уже 87 процентов жилых домов обеспечено групповыми приборами учета тепла. Это выгодно. В среднем платежи становятся меньше на 14 процентов. Есть специальная программа установки приборов учета. Она выполняется. Но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Вопрос упирается в деньги. Но вы можете взять инициативу в свои руки. Групповой счетчик тепла стоит примерно 2 - 2,5 миллиона рублей. Одному человеку он, конечно, не по карману, а если в доме 100 - 200 семей? Поговорите с соседями, установите прибор учета - и у вас не будет сомнений, правильно ли коммунальники берут плату за тепло. Если такой вариант не устраивает, тогда платить придется по нормативу с последующим перерасчетом по фактическому потреблению. Нормативы по новой инструкции, утвержденной в этом году, будут рассчитываться на основании опыта прошлой зимы, показаний счетчиков в домах аналогичных серий и с учетом температуры наружного воздуха. Они будут максимально приближены к реальному потреблению.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter