Ювелирная работа. Сюжеты для самых крутых боевиков диктует жизнь

Такого цвета не бывает, но все же камни у меня на ладони желтые и зеленые одновременно.
Такого цвета не бывает, но все же камни у меня на ладони желтые и зеленые одновременно. А еще впечатляют размеры трех этих ограненных кристаллов, своей формой напоминающих разбухшие до неприличия бриллианты общим весом почти в полкилограмма, или по-ювелирному - 2,4 тысячи карат. И все равно не верится, что держишь в руках целое состояние (бельгийские эксперты оценили их более чем в 2,5 миллиона долларов). Разве настоящее сокровище может быть настолько осязаемым?

Берилл: камень-талисман.

Известно много разновидностей берилла, в зависимости от окраски, которая охватывает практически все цвета спектра. Самый известный вид этого минерала - изумруд (камень травянисто-зеленого цвета). Также в берилловую семью входят голубые аквамарины, темно-синие максиксы, розовые воробьевиты, желтые и золотистые гелиодоры и т.д.

Химическое родство всех этих камней удалось установить лишь в начале XIX века, но догадывались люди об этом, как это ни странно, давно. Цвет обыкновенного берилла - зеленовато-желтоватый. Их месторождения находятся в России (на Южном Урале и в Забайкалье), в Волынской области Украины, Мозамбике, ЮАР, Намибии, США, Шри-Ланке. Причем отдельные кристаллы достигают 6-метровой длины при весе 10 - 12 килограммов.

У ювелиров бериллы издавна пользуются популярностью благодаря разнообразной окраске, прозрачности и блеску. К тому же эти камни являются благодатным ограночным материалом.

Кстати, возвращаясь к истории бериллов, полагаем, многим интересно будет узнать, что эти минералы использовались в Древней Греции и Риме для изготовления... линз очков. Как утверждают астрологи, берилл-талисман (обычно в золотой оправе) магически связан с мышлением, разумом. Он помогает в научных исследованиях и в занятиях философией. Сводит владельца с важными для него людьми.

Именно эти "стекляшки" ознаменовали раскрытие одного из самых громких дел в истории таможни "Минск-2". В поле зрения компетентных структур бериллы попали, как уже рассказывала наша газета, в 2000 году, когда одна отечественная фирма отправила их по бартерному договору в Бельгию, в адрес компании, среди прочего занимающейся перепродажей драгоценностей. Однако в следующем году на таможне "Минск-2", откуда отправились в дорогу драгоценности, нашли основания (проверки ради оперативной информации), чтобы вернуться в недалекое прошлое. Первым делом обратили внимание на странное несоответствие. В то время как в таможенных документах стоимость груза была обозначена скромными 19 тысячами долларов, в страховке эта сумма оказалась в 15 раз выше (285 тысяч долларов). То есть даже страховой сбор за перемещение камней оказался выше их задекларированной стоимости. Таможенники, копнув глубже, узнали интересные подробности и о фирме-отправителе. Как выяснилось, указанная контора была зарегистрирована на подставных лиц и, провернув сделку по переправке бериллов, попросту растворилась. Одним словом, дело ясное, что дело темное. Таможенники отправили в Бельгию запрос с просьбой провести экспертизу камней на предмет их истинной стоимости. Действовать пришлось не напрямую, а через Интерпол. Объясняется это одной существенной деталью - между нашими странами нет договора об оказании правовой помощи, и поэтому бельгийцы, по большому счету, могли вообще особо не отягощать себя проблемами белорусов. Но, забегая вперед, отметим - очень большую роль в исходе дела сыграла именно добрая воля бельгийской стороны и... счастливое стечение обстоятельств.

Белорусские правоохранительные органы догадывались, что стоят бериллы недешево, но оценка бельгийских экспертов ошеломила - три куска минерала, который наряду с бирюзой и аметистом входит в наименее ценную, четвертую, группу драгоценных камней, вместе потянули более чем на два миллиона долларов! Экспертизу провели специалисты на крупнейшей в мире Антверпенской алмазной бирже, сомневаться в компетентности которых не приходится. Интересно, что во всех ювелирных каталогах максимальная цена бериллов - 100 долларов за карат, а здесь вышло раз в десять больше. Возможно, бельгийцы знают о белорусских камнях что-то такое, чего, условно выражаясь, не разглядишь невооруженным глазом?

Так или иначе, но одновременно с неожиданно выросшей стоимостью контрабанды подскочили и ставки в "игре". К тому времени, когда компанию - получатель драгоценностей навестили сотрудники федеральной полиции Бельгии, та уже попробовала продать камни на алмазной бирже. Как-никак с момента получения груза прошло уже около года, и было бы странно, если бы новый хозяин не попытался реализовать камни. Но сделка не удалась - слишком высокую цену запросили. В Бельгию направили отдельное следственное поручение, документы по уголовному делу (уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах), а в августе прошлого года - и запрос на возвращение бериллов.

Вопрос о реституции ценностей бродил по бельгийским властным коридорам более полугода, и вот весной этого года наконец пришла долгожданная депеша. В ней таможенники уведомлялись, что компетентные структуры Бельгии готовы вернуть камни и даже лично доставить их в нашу страну (при условии оплаты Беларусью расходов). Но добротой иностранцев решено было не злоупотреблять, и за границу засобирались начальник отдела таможенных расследований "Минск-2" Петр Акиндинов с заместителем Игорем Палько. Ноша ответственности, конечно, на их плечи ложилась серьезная (за такие ценности не каждый день отвечаешь), но проводы в дальнюю дорогу тем не менее не обошлись и без неофициальных напутствий. Командированным, например, предписывалось сдать экзамен на владение иностранным языком (как в случае с героями сериала "Убойная сила" перед поездкой в Америку). Ступив на бельгийскую землю, Акиндинов с Палько сразу же направились в белорусское посольство. А дальше все прошло по плану, и 17 июня ровно в 11 утра состоялась церемония передачи камней. Представители федеральной полиции вручили нашим дипломатам пакет с ценностями. Оставалась "мелочь" - без эксцессов доставить сокровища в страну. Так как прямого рейса до Минска из Бельгии нет, было решено лететь сначала до Москвы, а уже оттуда - в белорусскую столицу.

Было за полночь, когда посольские работники привезли "курьеров" к самому трапу самолета, минуя таможенный терминал. Собственно, если сравнить с сюжетом какого-нибудь авантюрного голливудского фильма, то в реальности события развивались с точностью до наоборот. Не было ни шеренг автоматчиков, ни озиравшихся по сторонам людей в черном. Два обычных туриста заняли свои места в пассажирских креслах, пристроив рядом неприметный дипломат. И такая тактика - выглядеть вполне заурядными пассажирами - себя полностью оправдала.

"Но одной неожиданности все же не удалось избежать, - вспоминает Петр Акиндинов. - Наши места находились как раз напротив аварийного выхода, и стюардесса, ссылаясь на инструкцию, потребовала, чтобы мы не загораживали проход лишним багажом, а поместили чемодан на предусмотренную для этого полку. Расставаться с поклажей я, конечно, не собирался. Но не расскажем же мы, что именно везем! Поэтому ничего не оставалось, как играть роль упрямца и чудака. На аргументы бортпроводницы я твердил одно: дипломат этот, дескать, мне очень дорог, и я ни за что не могу с ним расстаться..."

В Шереметьево-1 лайнер сел около пяти утра. Оттуда под охраной вооруженных сотрудников российской таможни наших путешественников доставили в Шереметьево-2, где они пересели на минский рейс. Еще немного - и наконец ценный груз совершил мягкую посадку в аэропорту, откуда два года назад начал свой заграничный вояж... Сейчас дело о трех бериллах насчитывает около 300 страниц. На этом, надо полагать, оно не исчерпано. И если эпилог в истории с камнями просматривается более-менее отчетливо - бериллы вскоре направят для экспертизы в Гомель, а затем передадут в Нацбанк, то на месте пролога пока только белые страницы. Где добыли и обработали бериллы? Как они попали в нашу страну?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter