Юрист без опыта и с большим сроком ищет работу

Иной раз заключенные и впрямь считают тюрьму «университетом жизни»
НА АВТОСТАНЦИИ в Зельве, дожидаясь автобуса, услышала разговор двух приятелей, один из которых недавно вернулся из мест не столь отдаленных. Сожалел о том, что не может найти работу «по себе». Товарищ подсказал: а не переобучиться ли. В ответ: «Да я уже все жизненные университеты прошел! Чему учиться?»

Иной раз заключенные и впрямь считают тюрьму «университетом жизни». Но скоро в нашей стране это выражение приобретет и другой смысл. Сидя, так сказать, на нарах, можно будет пойти учится не в аллегоричный, а самый что ни на есть настоящий вуз. Подобный эксперимент начался в женской исправительной колонии № 4, которая расположена в Гомеле. 16 осужденных получат дистанционный доступ к электронной образовательной среде для получения высшего образования — будут осваивать специальности «менеджмент», «юриспруденция» и «психология».

Идея — получить в исправительных учреждениях возможность учиться — сама по себе неплоха. Однако меня лично, мягко говоря, удивили предложенные профессии. По статистике Министерства труда и социальной защиты, к началу 2015 года у каждого десятого безработного было высшее образование. При этом хоть рынок труда и меняется, но последние семь—десять лет в пятерке самых невостребованных профессий так и остаются (внимание!) юристы, психологи и экономисты-менеджеры! Как раз те самые три специальности, по которым в качестве эксперимента начнут обучать в женской колонии. Логичный вопрос — зачем? Просто занять людей умственной деятельностью? Или те, начав изучать основы права, больше ни за что не сойдут с пути истинного, зная из выученного назубок Кодекса, чем это обернется впоследствии?

Службы занятости нашей страны только с января по сентябрь помогли трудоустроиться 1,7 тысячи бывших заключенных. Для тех, кто исправился, рабочие места бронируются специально: например, в этом году их зарезервировали более 6 тысяч. При этом многие после тюрьмы переквалифицируются. Так, 132 человека и в этом году направлены на переобучение, им проще, получив новую профессию, найти работу. 

Так почему бы изначально не учить тех, кто попал в места не столь отдаленные, по тем специальностям, на которые немалый спрос? В том же Гомельском районе и самом областном центре, согласно данным Общереспубликанского банка вакансий, сегодня пустует более 1170 рабочих мест. Не хватает санитарок, поваров, мойщиков посуды, водителей, трактористов, лесорубов… И чтобы устроиться, нужно всего лишь среднее или профтехобразование. Есть свободные места и для тех, у кого в кармане образование высшее, например, ветеринаров, инженеров, провизоров, электромехаников, лаборантов. Специально пролистала все вакансии и нашла в этом списке лишь пару предложений для юристов  и психологов. При этом требовались специалисты или на период декретного отпуска, или со стажем работы не менее пяти лет. А вакансий менеджеров не было вовсе. Куда потом те же службы занятости будут устраивать бывших заключенных с такой «корочкой», непонятно.

Сегодня по трем специальностям, которым собираются обучать в исправительной колонии Гомеля, даже тем, кто не был в местах заключения, крайне тяжело найти работу. Да и согласится ли тот работодатель укрепить коллектив отсидевшим за финансовые махинации менеджером, которому положено отвечать за управление и развитие компании? Или юриста, который попал за решетку за собственные махинации, а теперь сам возьмется за защиту интересов фирмы? Вызовет ли доверие у родителей психолог, который отсидел за бытовую драку, а потом пришел в школу разбираться в душах их чад? Да, шанс на исправление, как и возможность получать образование, должны быть у всех, никто не спорит. Но к списку предлагаемых специальностей нужно подходить более щепетильно, а не обучать ради галочки или диплома…

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter