Юридический практикум

Отвечает начальник юридического отдела Белкоопсоюза Наталья Шнигир

Обязательство может быть выражено в валюте

Может ли организация потребкооперации за сдаваемые в аренду помещения установить арендную плату в валюте?

ТИМОХ С.И., г. Глубокое

Договор аренды, как известно, носит возмездный характер: одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) имущество во временное владение или пользование за определенную плату. Законодательство не ограничивает участников арендных отношений в выборе способа определения размера арендной платы (за исключением отношений, регулируемых Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», регулирующим вопросы аренды государственного имущества) и, в частности, допускает ее согласование в эквиваленте иностранной валюты.

Согласно статье 298 Гражданского кодекса, в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах. При этом обязательство арендатора по оплате должно выражаться в белорусских рублях, поскольку по общему правилу проводить расчеты по договору аренды между резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте запрещено. В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.

Таким образом, организация потребкооперации может установить размер арендной платы в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, оговаривая при этом механизм ее пересчета в белорусские рубли. Стороны по своему усмотрению могут применять официальный курс Национального банка Республики Беларусь как на день платежа, так и на иную дату.

Факт недостачи товара оформляется актом

Каким образом при приемке товара от поставщика следует оформлять факт недостачи товара? Установлена ли законодательством форма акта приемки товара по количеству и качеству?

ГАВРИЛОВА С.Ю., г. Чаусы

Порядок приемки товаров по количеству и качеству (включая правила составления акта приемки) регулируется Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290.

 Если при приемке от поставщика товара по количеству и качеству выявлена недостача или его ненадлежащее качество, то результаты приемки оформляются актом, составляемым в день их выявления. Акт подписывается всеми лицами, участвующими в приемке. Приемка товаров проводится покупателем самостоятельно либо с участием уполномоченных представителей. Помимо представителей продавца, приемка товара по количеству и качеству может быть проведена с участием представителей:

торгово-промышленной палаты;

республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной правительству Республики Беларусь, если продавец и покупатель подчинены (входят в состав) одному республиканскому органу государственного управления и иной государственной организации, подчиненной правительству Республики Беларусь;

органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории, аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в области, соответствующей для проверки качества (испытаний) принимаемых товаров.

 При выявлении недостачи, при несоответствии качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям в случае необходимости составления двустороннего акта вызов представителя продавца является обязательным.

Представитель продавца должен иметь подписанное руководителем (или заместителем руководителя) разовое удостоверение или доверенность на право участия в приемке товаров.

В акте приемки перед подписью лиц, участвующих в приемке, указывается о предупреждении этих лиц об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

Акт утверждается руководителем юридического лица, осуществлявшего приемку товаров, не позднее следующего дня после составления акта. Если приемка производилась в выходной или праздничный день, акт приемки утверждается в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

Форма акта приемки законодательством не утверждена, однако в пункте 40 вышеназванного положения содержится перечень сведений, которые должны быть отражены в акте. В частности, в акте должны содержаться: сведения об организациях и лицах, принимавших участие в приемке товара; информация о товаре, сроках его отгрузки и поступления, количестве недостающего товара и его стоимости; заключение о причинах и месте образования недостачи, характере выявленных в товаре недостатков и причинах их возникновения; другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в нем для подтверждения недостачи или ненадлежащего качества и некомплектности товара, и др.

Согласно пункту 44 положения к акту прилагаются товаросопроводительные, транспортные документы, иные документы, содержащие сведения, подтверждающие причины возникновения недостачи и порчи (ухудшения) качества товара.

Причина увольнения — истечение срока контракта

Я уведомлена об увольнении в связи с истечением срока контракта, несмотря на то что нарушений в работе не допускала, взысканий не имею. Обязан ли наниматель в уведомлении об увольнении указывать причины, послужившие основанием увольнения?

ПОЛЯКОВА И.Ю., г.п. Тереховка

Истечение срока трудового договора согласно пункту 2 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь является самостоятельным основанием прекращения трудовых отношений, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения. В соответствии со статьей 38 Трудового кодекса трудовой договор, заключенный на определенный срок, прекращается с истечением его срока.

Действующее законодательство не предусматривает обязанность нанимателя обосновывать причины прекращения трудовых отношений и увольнения работника, достаточно истечения срока действия трудового договора (контракта). Таким образом, в случае увольнения работника по пункту 2 статьи 35 Трудового кодекса ни в уведомлении, ни в приказе об увольнении наниматель не обязан указывать причины увольнения работника.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter