Новое законодательство о валютном регулировании и контроле ориентируется не на запреты, а на мониторинг и предупреждение злоупотреблений

Юридические и физические на одно лицо

Новая редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» вызвала широкое обсуждение. Доллары-марочки уже не играют такой основополагающей роли, как в 1990-е. С тех пор доверие и населения, и бизнеса к рублю значительно повысилось (как и к Национальному банку). Но открытая экономика и интегрирование предпринимательской среды в глобальные процессы (как бы некоторые западные политики ни старались отгородить страну от международных связей) делают вопрос правил обращения валюты весьма значимым.


Отечественное валютное законодательство не отличалось простотой, но изобиловало строгостями. И базировалось на разрешительных принципах, а также целевом использовании валюты. Например, долгое время существовало требование обязательной продажи экспортерами части валютной выручки. А для проведения валютных операций, открытия счетов в иностранных банках и некоторых других действий требовалось разрешение Нацбанка. Нельзя сказать, что эти требования возникли необоснованно. Когда формировалось валютное законодательство, в стране ощущался жестокий дефицит иностранных денег. А не самая высокая стабильность рубля порождала желание и субъектов хозяйствования, и простых граждан уходить в доллар или евро.

Конечно, в плане дедолларизации экономики еще многое предстоит сделать, но процесс идет в позитивном направлении. Поэтому валютное регулирование в последние годы претерпевало значительные изменения. Например, постепенно ушла в историю обязанность по продаже части валюты, полученной по экспортным контрактам.

— Новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» является логическим завершением процесса совершенствования валютного законодательства, — отмечает начальник главного управления валютно-финансового мониторинга Национального банка Денис Шкуринский. — Закон закрепляет как уже реализованные меры, так и совершенно новые для белорусской экономики подходы к валютному регулированию и контролю, фактически отменяя существующие ограничения и обременения при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами. При этом основная ставка делается на законопослушность физических и юридических лиц.

Самое важное для граждан — отмена разрешительного принципа при проведении валютных операций, связанных с движением капитала: приобретении ценных бумаг, выпущенных предприятием-нерезидентом, покупке недвижимости за границей, размещении депозитов в иностранном банке, предоставлении займов на срок свыше 180 дней, переводе денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями.
Что касается изменений для юридических лиц, здесь также отменяются разрешительный порядок открытия счетов за пределами нашей страны и необходимость регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, в банке. Кроме этого, стороны самостоятельно определяют в валютных договорах сроки исполнения обязательств по договору и при необходимости могут изменять их в соответствии с гражданским законодательством и обычаями деловой практики. В этой связи планируется внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы внешнеторговой деятельности, вступление в силу которых предполагается также с 9 июля 2021 г. При этом ключевым остается требование о репатриации денежных средств на свои счета в белорусских банках, поскольку факт поступления экспортной выручки в нашу страну очень важен для обеспечения финансовой стабильности и нормального функционирования внутреннего валютного рынка. Дальнейшее использование валютных средств субъектами хозяйствования в порядке, определяемом валютным законодательством, возможно без каких-либо валютных ограничений.
Нововведения фактически отменяют существующие ограничения и обременения при проведении валютных операций, которые уже потеряли свою актуальность в существующих экономических реалиях.
Вместе с тем с 9 июля валютный договор (при условии, что сумма обязательств по нему достигает определенного порогового значения) гражданам и субъектам хозяйствования нужно будет самостоятельно или с помощью обслуживающего банка зарегистрировать на веб-портале Национального банка. Установленный порог — 2000 базовых величин (58 тысяч рублей) для физических лиц, 4000 базовых величин (116 тысяч рублей) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На сделки, совершаемые до указанных сумм, такое требование распространяться не будет. С другой стороны, валютные договоры, по которым сумма денежных обязательств не определена, должны быть также зарегистрированы.
— У Национального банка нет цели установить тотальный контроль, — говорит Денис Шкуринский. — Система мониторинга нужна для статистики, аналитики, мониторинга денежных потоков граждан и предприятий. Это делается, как принято во всем мире, в том числе для того, чтобы понимать, где и какие денежные потоки в экономике находятся. Добавлю, что в систему будут поступать данные не только от самих граждан и предприятий, но также будут аккумулироваться данные об исполнении зарегистрированных договоров: относительно движения товаров — от Государственного таможенного комитета, о произведенных платежах и поступлении выручки на счета — от банков.

Также специалист отметил: не все валютные договоры (даже превышающие порог) необходимо регистрировать, а только в зависимости от сути валютного договора. Полный перечень таких операций указан в соответствующей инструкции Национального банка.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter