Юридическая консультация

Отвечает замначальника юротдела Белкоопсоюза Наталья Шнигир

На ваши вопросы отвечает заместитель начальника юридического отдела Белкоопсоюза Наталья ШНИГИР

-----------------------------------

На заметку продавцу и покупателю

Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2011 года Министерство торговли письмом от 12.10.2011 года № 03-21/662к направило рекомендации о порядке округления розничных цен.

Так, согласно данным рекомендациям розничная цена (тариф) округляется за принятую единицу измерения (штуку, десяток, метр, килограмм, литр и т.п.). Значения в сумме до 25 рублей отбрасываются, от 25 рублей включительно до 75 рублей округляются до 50 рублей, от 75 рублей включительно и выше округляются до 100 рублей.

При определении розничных цен на комплект (гарнитур, набор), комплектуе­мый в организациях торговли из реализуемых товаров, округляется цена каждого изделия, входящего в его состав, отдельно. После суммирования розничных цен с учетом округления цены каждого изделия цена комплекта не округляется.

При определении цены на комплект в целом (при отсутствии цен на отдельные изделия, входящие в комплект) округляется цена комплекта.

В торговых объектах общественного питания округляется продажная цена блюда, изделия, порции.

При реализации весового и мерного товара округляется стоимость каждой покупки (отвеса).

При определении розничных цен на весовые изделия из драгоценных металлов, отпускные цены на которые установлены за грамм изделия, сначала округляется розничная цена 1 грамма изделия до целого числа рублей, затем розничная цена изделия в целом с учетом вышеуказанного порядка.

Цены на товары, реализуемые по отпускным ценам с добавлением предельных торговых надбавок, округляются после начисления этих надбавок и налога на добавленную стоимость.

При этом субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие розничную торговлю, должны соблюдать предельный размер торговых надбавок по товарам, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование.

-----------------------------------

Чтобы копия имела юридическую силу

Как правильно заверить копии документов, в том числе представляемых организацией потребкооперации в иные организации?

Коско П.Ю., г.п. Россоны

Требования к оформлению и заверению копий установлены пунктом 64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 г. № 4, и пунктом 5.25 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Копия документа должна воспроизводить все реквизиты этого документа, в том числе реквизиты бланка. Для придания копии документа юридической силы она должна быть заверена.

Отметка о заверении копии оформляется ниже реквизита «Подпись» и включает слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату заверения.

При пересылке копии документа в другие организации или передаче ее на руки физическому лицу заверительную надпись удостоверяют печатью организации.

На копиях исходящих документов, остаю­щихся в деле организации, реквизиты бланка не воспроизводятся, проставляются дата подписания документа, его регистрационный индекс и отметка о заверении копии, в которой допускается не указывать дату заверения и должность лица, заверившего копию.

Копии документа, полученные путем тиражирования подлинника средствами оперативной полиграфии, содержащие факсимильное воспроизведение подписи и предназначенные для рассылки или внутреннего пользования, не нуждаются в дополнительном удостоверении, за исключением случаев, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь.

Размноженные экземпляры документа, предназначенные для рассылки и не воспроизводящие факсимильную подпись подлинника, допускается удостоверять печатью, проставляемой на месте, отведенном для собственноручной подписи.

Организация может заверять копии только тех документов, которые созданы в самой организации.

Снятие копий с документов сторонних организаций для представления третьим лицам допускается с разрешения этих организаций. Без разрешения сторонних организаций допускается изготавливать и заверять копии документов при решении вопросов приема граждан на работу, подтверждения их трудового стажа, формировании личных дел работников (копии дипломов, свидетельств об образовании, трудовых книжек и др.), а также документов, полученных организацией в подтверждение ее прав, полномочий и обязанностей (лицензий, сертификатов и др.).

-----------------------------------

Заявление можно не писать

В целях обеспечения правильности написания можно ли предлагать работнику не писать заявление на прием — увольнение от руки, а только подписать готовый бланк с составленным нанимателем текстом?

Лесович В.Ю., д. Заполье

Пункт 19 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 г. № 4, допускает при оформлении документов как машинописный (с использованием компьютерной техники или пишущей машинки), так и рукописный способы.

В организации могут быть разработаны бланки или электронные шаблоны заявлений, содержащие постоянную информацию и место для указания переменной информации. Переменная информация при оформлении конкретного заявления может быть напечатана (набрана на компьютере) либо оформлена работником от руки.

Подпунктами 141.1 и 142.1 Инструкции установлено, что регистрация исходящих и внутренних документов, в том числе заявлений, осуществляется в день их подписания. Следовательно, дата заявления и его регистрационный индекс не могут быть напечатаны на заявлении при оформлении его проекта с использованием компьютерной техники.

Таким образом, полагаю, что заявления о приеме на работу, увольнении с работы, иные заявления могут быть оформлены машинописным способом, за исключением реквизитов «Дата», «Регистрационный индекс», а также собственноручной подписи подающего их работника.

-----------------------------------

Уменьшение размера компенсации признается существенным изменением условий труда

В связи аттестацией рабочих мест по условиям труда уменьшилась продолжительность отпуска отдельных работников. Является ли это изменением существенных условий труда, о котором необходимо уведомлять работников?

Шалима Е.К., д. Знаменка

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации мероприятий по улучшению условий труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условия­ми труда.

Порядок проведения аттестации установлен Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253.

Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов.

В связи с тем, что по результатам аттестации на рабочем месте в вашей организации изменились размеры компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (уменьшилась продолжительность дополнительного отпуска), что является изменением существенных условий труда согласно статье 32 Трудового кодекса, наниматель обязан предупредить работников о данном изменении письменно не позднее чем за один месяц.

Основанием для подготовки уведомления в случае аттестации рабочих мест могут являться карта аттестации рабочего места по условиям труда и протокол аттестационной комиссии о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда, которые относятся к документам по оценке условий труда при аттестации.

При отказе работника от продолжения работы в связи с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по пункту 5 статьи 35 Трудового кодекса.

-----------------------------------

О разделении отпуска на части необходимо договориться

Я хочу разделить отпуск на части, однако наниматель отказывает мне, так как, по его мнению, это негативно скажется на деятельности организации. Имею ли я право обжаловать решение нанимателя?

Завадская В.Б., д. Ивановка

Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом, либо нанимателем по согласованию с работником в случае отсутствия профсоюза.

График трудовых отпусков составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением, либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.

Дата начала трудового отпуска определяется по договоренности между работником и нанимателем.

При составлении графика трудовых отпусков наниматель согласно статье 168 Трудового кодекса обязан запланировать отпуск по желанию работника в летнее или другое удобное время таким категориям работников, как несовершеннолетние, ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий на территории других государств, женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет; лицам, имеющим льготы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, и др. В графике можно предусмотреть предоставление отпуска частями. Кроме того, в коллективном договоре организации потребкооперации, в трудовом договоре с работником также могут быть предусмотрены особенности предоставления трудового отпуска.

Вместе с тем даже при отсутствии вышеуказанных условий и при отсутствии указания на разделение отпуска на части в графике отпусков в соответствии со статьей 174 Трудового кодекса трудовой отпуск может быть разделен на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. При этом одна его часть должна быть не менее 14 календарных дней. Однако такое разделение может иметь место только при наличии договоренности между работником и нанимателем. Понудить нанимателя разделить отпуск на части работник не имеет права.

-----------------------------------

Оплата госпошлины регулируется государством, в котором находится суд

В какой валюте должна быть уплачена государственная пошлина при обращении организации потребкооперации в хозяйственный суд иностранного государства?

Кучерова В.И., г. Толочин

Государственная пошлина представляет собой платеж в бюджет для целей осуществления в пользу ее плательщика юридически значимого действия. Таким образом, вопросы уплаты государственной пошлины при обращении в хозяйственный (экономический, арбитражный) суд иностранного государства, в том числе и валюта платежа, урегулированы национальным законодательством страны, в которой располагается суд и в бюджет которой осуществляется уплата государственной пошлины.

Налоговое законодательство Республики Беларусь регулирует вопросы уплаты государственной пошлины в бюджет республики и не содержит ограничений по выбору валюты платежа при обращении в суд иностранного государства.

Статьей 3 Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств, заключенного в г. Ашгабате 24.12.1993 г. (ред. от 10.12.2010 г.), установлено, что при уплате государственной пошлины в судебно-арбитражные органы государств — участников Содружества Независимых Государств в качестве единого денежного эквивалента применяется рубль Российской Федерации. Курсы национальных валют к рублю определяются национальными банками государств — участников Содружества Независимых Государств. Если исковые требования выражены в валюте государства, не участвующего в соглашении, то цена иска в рублях определяется с пересчетом по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на день уплаты государственной пошлины.

Оплата государственной пошлины в судебно-арбитражные органы государств — участников Содружества Независимых Государств производится в национальной валюте государства нахождения суда либо в рублях Российской Федерации с пересчетом по курсам национальных валют, определяемым национальными банками государств — участников Содружества Независимых Государств, на день уплаты государственной пошлины. Оплата государственной пошлины в иной валюте производится в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством государства нахождения суда.

-----------------------------------

Предусмотрено пособие в размере недельного заработка

Я принята на работу временно. В связи с уменьшением поступления сырья меня увольняют. Имею ли я право на выплату выходного пособия при увольнении?

Марук В.Б., г. Борисов

Согласно статье 292 Трудового кодекса временными признаются работники, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), — до четырех месяцев.

На временных работников распространяется действие законодательства о труде с определенными изъятиями, установленными Трудовым кодексом.

В частности, в случае приостановки работы у нанимателя на срок более одной недели по причинам производственного характера, к которым можно отнести и уменьшение объемов поступления сырья, а также в случае сокращения объема работы временным работникам при увольнении по данному основанию выплачивается выходное пособие в размере недельного заработка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter