ЮНЫЕ МИНИСТРЫ

Как научить ребенка любить природу, привить ему необходимые трудовые навыки, помочь заработать пусть небольшие, но свои деньги? Здесь, как говорится, возможны варианты. Один из них – создание школьного лесничества, которое вполне может стать «палочкой-выручалочкой», особенно для сельских ребят. И в этом я убедилась, побывав в Логойском районе, где состоялось награждение победителей минского областного конкурса на лучшее школьное лесничество.

Логойский опыт
В Логойской гимназии участников награждения радушно встречали ребята в “лесной” форме — члены школьного лесничества. Подтянутые, деловитые, они с гордостью рассказывали о своих делах. С 26 мая по 20 августа в гимназии ежегодно формируется несколько трудовых бригад, которые работают в лесопитомнике Логойского лесхоза на прополке посадок. В прошлом году за лето школьникам удалось заработать около 9 миллионов рублей, часть денег они передали родной гимназии. Кроме того, дети собирают шишки и лекарственные травы, развешивают кормушки, скворечники и дуплянки для птиц, проводят экскурсии по экологической тропе. Члены школьного лесничества многое узнают о защите леса от пожаров и вредителей, огораживают муравейники, проводят научно-исследовательскую работу. “Сбор грибов, охрана леса от пожаров и балбесов”, — так зарифмовали юные друзья леса рассказ о своей работе.
С большой фантазией и хорошим вкусом оформлен и пришкольный участок Логойской гимназии с экологическим уклоном. В тенистом уголке двора высажены вечнозеленые растения. Старые кастрюли превратились в изящных красавиц  — летом их используют как горшки для цветов, ежегодно меняя прически разрисованным “дамам”. В этносаду есть и маленькая мельница, и сказочные персонажи, созданные ребятами из художественных классов. Дети собрали этнографическую коллекцию прялок, веретен и других предметов крестьянского обихода, которые украсили стену дворовой постройки. Школьный огород и Сад запахов “охраняют” дедка с репкой и всей честной сказочной компанией. Из окна гимназии можно полюбоваться на “олимпийский” косогор — на нем разбито “футбольное поле”, а старые мячи трансформировались в цветочные горшки. Из остатков мрамора и камешков создан Ручей ошибок с резкими изгибами и ухабами. Река жизни, наоборот, — ровная и гладкая. Журчит у стен этого удивительного учебного заведения и живая вода, которая из освященной кринички стекает в искусственный пруд. А лес начинается практически за воротами.
Больше инициативы
В Минской области 363 учреждения образования имеют экологический уклон — в других регионах эта цифра выглядит гораздо скромнее. Кроме того, по словам начальника отдела организационно-методического обеспечения туристско-краеведческой и эколого-натуралистической работы областного методического кабинета Зои Новиковой, сегодня на Минщине действует около 300 школьных лесничеств. Ребята активно участвуют в создании музеев природы, изучают и охраняют редкие виды растений и животных, получают трудовые навыки. А чтобы попасть летом в трудовой отряд и помочь лесничеству, им приходится проходить настоящие отборочные конкурсы. Дети и при деле, и в то же время оздоравливаются на свежем воздухе, в лесу. Немудрено, что зачастую бывшие  члены школьных лесничеств, получив специальное образование, возвращаются в родные лесхозы.
Зоя Новикова, обращаясь на семинаре к директорам и заместителям директоров лучших школ Минской области с экологическим уклоном, призвала использовать в работе творческие и инновационные подходы. К примеру, актив школьного лесничества может иметь не стандартные должности “лесника”, “лесничего”, “лесовода”, а именоваться “министром финансов хозяйства”, “министром труда и соцзащиты” и так далее. Она также рассказала об опыте Германии, где в основе экологического воспитания лежат добровольные объединения детей и подростков — “зеленые” и “голубые” патрули. Задача педагога — направить детей по верному пути, помочь им самим находить решения тех или иных проблем, а не приносить готовые рецепты на “блюдечке”. 
Победителям — новое задание
На областной конкурс лучших школьных лесничеств была представлена 51 работа. В состав жюри вошли представители Минского государственного областного методического кабинета, Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, Минского государственного производственного лесохозяйственного объединения и Республиканского экологического центра детей и юношества. Призеров было много, ведь практически в каждую работу вложено много труда и энергии — как детей, так и педагогов. Дипломы I, II и III степени получили по десять школьных лесничеств. В основном они работают в сельских школах Минщины. Поэтому большим подарком для учреждений образования стали призы, которые вручила заместитель генерального директора Минского государственного производственного лесохозяйственного объединения Чеслава Гоева. В числе лидеров — сад-школа № 24 г.Борисова,  вилейская   гимназия № 2, Вишневская средняя школа Воложинского района, Лесновская средняя школа Копыльского района, Заостровечская СШ Клецкого района... Были отмечены Логойская гимназия, Гацуковская СШ Слуцкого района, Драчковский детский сад-школа Смолевичского района. Диплома I степени также удостоились Неманская средняя школа имени И.Д. Гурского Узденского района и Шашковская средняя школа Столбцовского района.
На подведении итогов было объявлено о начале нового конкурса — на лучшую экологическую тропу. Так что впереди у школьников большой простор для творчества и изучения природы родной Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter