Логойский опыт
В Логойской гимназии участников награждения радушно встречали ребята в “лесной” форме — члены школьного лесничества. Подтянутые, деловитые, они с гордостью рассказывали о своих делах. С 26 мая по 20 августа в гимназии ежегодно формируется несколько трудовых бригад, которые работают в лесопитомнике Логойского лесхоза на прополке посадок. В прошлом году за лето школьникам удалось заработать около 9 миллионов рублей, часть денег они передали родной гимназии. Кроме того, дети собирают шишки и лекарственные травы, развешивают кормушки, скворечники и дуплянки для птиц, проводят экскурсии по экологической тропе. Члены школьного лесничества многое узнают о защите леса от пожаров и вредителей, огораживают муравейники, проводят научно-исследовательскую работу. “Сбор грибов, охрана леса от пожаров и балбесов”, — так зарифмовали юные друзья леса рассказ о своей работе.
С большой фантазией и хорошим вкусом оформлен и пришкольный участок Логойской гимназии с экологическим уклоном. В тенистом уголке двора высажены вечнозеленые растения. Старые кастрюли превратились в изящных красавиц — летом их используют как горшки для цветов, ежегодно меняя прически разрисованным “дамам”. В этносаду есть и маленькая мельница, и сказочные персонажи, созданные ребятами из художественных классов. Дети собрали этнографическую коллекцию прялок, веретен и других предметов крестьянского обихода, которые украсили стену дворовой постройки. Школьный огород и Сад запахов “охраняют” дедка с репкой и всей честной сказочной компанией. Из окна гимназии можно полюбоваться на “олимпийский” косогор — на нем разбито “футбольное поле”, а старые мячи трансформировались в цветочные горшки. Из остатков мрамора и камешков создан Ручей ошибок с резкими изгибами и ухабами. Река жизни, наоборот, — ровная и гладкая. Журчит у стен этого удивительного учебного заведения и живая вода, которая из освященной кринички стекает в искусственный пруд. А лес начинается практически за воротами.
Больше инициативы
В Минской области 363 учреждения образования имеют экологический уклон — в других регионах эта цифра выглядит гораздо скромнее. Кроме того, по словам начальника отдела организационно-методического обеспечения туристско-краеведческой и эколого-натуралистической работы областного методического кабинета Зои Новиковой, сегодня на Минщине действует около 300 школьных лесничеств. Ребята активно участвуют в создании музеев природы, изучают и охраняют редкие виды растений и животных, получают трудовые навыки. А чтобы попасть летом в трудовой отряд и помочь лесничеству, им приходится проходить настоящие отборочные конкурсы. Дети и при деле, и в то же время оздоравливаются на свежем воздухе, в лесу. Немудрено, что зачастую бывшие члены школьных лесничеств, получив специальное образование, возвращаются в родные лесхозы.
Зоя Новикова, обращаясь на семинаре к директорам и заместителям директоров лучших школ Минской области с экологическим уклоном, призвала использовать в работе творческие и инновационные подходы. К примеру, актив школьного лесничества может иметь не стандартные должности “лесника”, “лесничего”, “лесовода”, а именоваться “министром финансов хозяйства”, “министром труда и соцзащиты” и так далее. Она также рассказала об опыте Германии, где в основе экологического воспитания лежат добровольные объединения детей и подростков — “зеленые” и “голубые” патрули. Задача педагога — направить детей по верному пути, помочь им самим находить решения тех или иных проблем, а не приносить готовые рецепты на “блюдечке”.
Победителям — новое задание
На областной конкурс лучших школьных лесничеств была представлена 51 работа. В состав жюри вошли представители Минского государственного областного методического кабинета, Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, Минского государственного производственного лесохозяйственного объединения и Республиканского экологического центра детей и юношества. Призеров было много, ведь практически в каждую работу вложено много труда и энергии — как детей, так и педагогов. Дипломы I, II и III степени получили по десять школьных лесничеств. В основном они работают в сельских школах Минщины. Поэтому большим подарком для учреждений образования стали призы, которые вручила заместитель генерального директора Минского государственного производственного лесохозяйственного объединения Чеслава Гоева. В числе лидеров — сад-школа № 24 г.Борисова, вилейская гимназия № 2, Вишневская средняя школа Воложинского района, Лесновская средняя школа Копыльского района, Заостровечская СШ Клецкого района... Были отмечены Логойская гимназия, Гацуковская СШ Слуцкого района, Драчковский детский сад-школа Смолевичского района. Диплома I степени также удостоились Неманская средняя школа имени И.Д. Гурского Узденского района и Шашковская средняя школа Столбцовского района.
На подведении итогов было объявлено о начале нового конкурса — на лучшую экологическую тропу. Так что впереди у школьников большой простор для творчества и изучения природы родной Беларуси.
ЮНЫЕ МИНИСТРЫ
Как научить ребенка любить природу, привить ему необходимые трудовые навыки, помочь заработать пусть небольшие, но свои деньги? Здесь, как говорится, возможны варианты. Один из них – создание школьного лесничества, которое вполне может стать «палочкой-выручалочкой», особенно для сельских ребят. И в этом я убедилась, побывав в Логойском районе, где состоялось награждение победителей минского областного конкурса на лучшее школьное лесничество.