Юмористы — люди серьезные

Сегодня стены к/з «Минск» будут дрожать от хохота...

Сегодня стены к/з «Минск» будут дрожать от хохота. Потому что на сцену выйдут Аркадий Инин и Ефим Смолин. Их юмористическое шоу «Из России со смехом» — это заряд положительных эмоций.


Кому не знакомы фразы «У ты какая!» или «Это вы съели что–нибудь...»? Но не все знают, что и за этими крылатыми фразами, ушедшими в народ, как и за созданием культового в 90–х телевизионного проекта «Куклы», стоит один и тот же человек — Ефим Смолин.


Заслуженный деятель искусств России Аркадий Инин публике известен прежде всего как автор сценариев тридцати фильмов, среди них «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», комедия «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Профессор ВГИКа Аркадий Яковлевич выпустил около пятнадцати книг, написал сотни газетных фельетонов.


Писатели–сатирики согласились встретиться с «СБ» накануне концерта. Естественно, спеша к юмористам на встречу, готовишься увидеть перед собой балагуров, жуиров, шутников, весельчаков и просто душек. Ничуть не бывало: оба писателя оказались людьми крайне серьезными. И разговор у нас получился отнюдь не смешным. Хотя, уверена, на качестве сегодняшнего концерта это никак не скажется и публика в зале будет хохотать до слез.


Ефим Смолин: «Когда юморит женщина, это так заводит»


— Ефим Маркович, почему юмористы в обычной жизни такие мрачные люди?


— Ломоносов когда–то открыл закон сохранения энергии: тут убудется, там прибудется... Тратим свой юмор в творчестве, конечно, за счет жизни вообще. Потому и мрачные.


— В последнее время и шутить вы стали значительно реже. В недавнем эссе «Отчего люди не летают...» ставите довольно неутешительный диагноз современному обществу: мол, не летают — и слава богу, а то бы все загадили с высоты птичьего полета. Откуда такой пессимизм?


— Не пессимизм, а реальный взгляд на вещи. Почему–то иногда думают, что сатира — это когда говорят или пишут что–то острое в отношении властей. Необязательно. Можно критиковать и то, что находится не где–то наверху, а внутри каждого из нас. Увы, сегодня внутри каждого появляется некая ожесточенность по отношению к другим. Мы завидуем соседям по даче, если у них дом больше, завидуем тем, кто добился чего–то большего по службе, вообще всем, у кого что–то больше, чем у нас... И, конечно, не дай нам бог взлететь над людьми...


— Вы стояли у истоков еще советских телевизионных юмористических передач. А сегодня считаете ли своими конкурентами «Комеди клаб», КВН?


— Каждый сам выбирает себе дорогу в юморе, но КВН и «Комеди» — не мое, совсем не мое... Это чуждая мне даже не эстетика, а какое–то, по–моему, безразличное отношение к зрителям. С точки зрения того же «Комеди», зрителям можно скармливать все, даже мат...


— Позволю себе еще один вопрос о советском прошлом. Как вы пережили опалу после того, как Хазанов прочел ваш монолог «Письмо генералу КГБ»? Вас поддерживали в сложной ситуации друзья? Или разбежались, как это часто бывает, в разные стороны, подальше от вас?


— К счастью, в то время я даже не подозревал всего того, что мне грозило. А светила самая настоящая «отсидка». Спустя годы мне показывали стенограмму тогдашнего заседания коллегии КГБ по поводу моей персоны. Было и смешное — почему–то мне были запрещены выступления в городах–героях... А друзья? Все было, как всегда в таких случаях: кто–то поддержал, кто–то предал.


— Вот еще любопытно, кого из классиков юмористического жанра — Аверченко, Зощенко, Довлатова — вы любите? Можете ли сказать, что кто–то из них на вас повлиял?


— Странно, наверное, но не люблю Ильфа и Петрова. Вот не люблю и все. Обожаю Тэффи. Когда юморит женщина, это так заводит...


— Мельчает ли современная эстрада?


— Скорее, исполнители. Мало сегодня таких, о ком можно было бы сказать — это личность. Актеры, для которых я писал, были книгочеи, у них были такие библиотеки!.. Вадик Тонков, известный как Маврикиевна, был просто суперинтеллигент в третьем поколении, его дед — знаменитый архитектор Шехтель. Когда о них вспоминаю, о сегодняшних и говорить не хочется. Скучно.


— В таком случае ответьте мне на последний вопрос: «Смертен ли юмор?»


— Увы, все смертно, юмор тоже. Умирают даже не темы, а приемы, с помощью которых артист «докладывает» эту тему. И авторы, и артисты, и тексты — все не вечно.


Аркадий Инин: «У сегодняшнего Шукшина нет денег даже на экзамены приехать»


— Аркадий Яковлевич, сегодня вы — профессор ВГИКа. Чему учите студентов? Можно научить писать смешно?


— Обучаю только технологии сценарной профессии. Потому что научить быть талантливыми невозможно. И научить писать смешно тоже нельзя. Юмор — дар божий, а я не бог. Хотя уверен: творческий потенциал любого нового поколения не слабее старого. Иначе бы жизнь остановилась.


— Изменился ли ВГИК со времен вашего студенчества?


— Во ВГИКе мне отвратительно все то же, что и во всей нашей нынешней жизни: власть «златого тельца». Талантливые мальчики и девочки не могут учиться, потому что им нечем платить. География студентов моих советских сценарных мастерских была от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Якутска. А теперь — только Москва да Ленинград. У сегодняшнего Шукшина нет денег даже приехать на экзамены во ВГИК, не говоря уже об учебе.


— В вашей копилке много любимых народом фильмов, в том числе и два зрительских хита — «Однажды двадцать лет спустя» и «Одиноким предоставляется общежитие». В обоих сыграла Наталья Гундарева. Эти роли вы писали специально для нее или просто так получилось?


— Да, я писал эти роли для великой актрисы Наташи Гундаревой. И все главные роли во всех сценариях пишу для конкретных актеров. Хотя совсем не обязательно они будут играть. Но я должен видеть, что мой персонаж ходит, как этот актер, молчит, как он, закуривает, как он... То есть я могу писать роль для Жана Габена, хотя играть он, конечно, не будет, а сыграет, скажем, Армен Джигарханян.


— Среди ваших киноработ есть выбивающаяся из общего комедийного ряда драма Бортко «Единожды солгав». В одном интервью вы говорили, что режиссер «далеко ушел от сценария».


— На вопрос об извечном конфликте сценариста и режиссера я отвечаю, что есть фильмы, снятые по моим сценариям буква в букву, но ничего хорошего из этого не вышло. А есть картины, в которых режиссер ушел далеко от моего сценария, а получилось только лучше. «Единожды солгав» — именно такой пример.


— Расскажите о работе с Леонидом Гайдаем. Если не ошибаюсь, вы сделали с ним 2 картины. Требовательно ли он относился к сценарию?


— О Гайдае надо рассказывать часами или ничего не рассказывать. Уникальный человек. Я благодарю судьбу за то, что свела меня с ним.


— Тогда хоть объясните, почему после классиков советской комедии, таких как Гайдай, на постсоветском пространстве не появилось достойных комедиографов?


— Не появилось и не может появиться. Потому что из нашей современной жизни исчезли доброта, чистота, наивность, доброжелательность. Почему сегодня пришла мода на римейки и один за другим появляются «Служебный роман–2», «Ирония судьбы–2», «Джентльмены удачи–2»?.. Это чисто коммерческое мероприятие, использующее чужой творческий успех для своих целей заколачивания бабок. Иными словами: «На чужом горбу въехать в рай».


— Избитая тема, но все же: что хуже — изощренная советская цензура, доводившая художников до инфаркта, или невежественный нынешний продюсерский диктат?


— Ужасная советская цензура — это милый детский сад по сравнению с нынешней удушающей властью денежного мешка.


— Вас что–то связывает с Беларусью? Может быть, сотрудничали с кем–то из авторов или кинематографистов?


— Вашу страну знаю и люблю сорок лет! В 1971 году на «Беларусьфильме» снят мой первый фильм, который каждый год показывали по телику 31 августа, потому что он называется «Вот и лето прошло» — о последнем дне детства мальчика, который завтра идет первый раз в первый класс. Потом на вашей же киностудии снимались мои «Сергеев ищет Сергеева» и «Не забудьте выключить телевизор!» В общем, Беларусь — это много друзей и еще больше подруг. На этом умолкаю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter