Источник: Знамя юности
Знамя юности

Юлия Куварзина: дочь сказала мне, что я ужасный режиссер

Звезда сериала «Воронины» рассказала «Знаменке» о своей новой роли в спектакле «Горка», которая вернула ее в годы юности и работы учительницей начальных классов, а также о воспитании 11‑летней дочери Лизы.


ВТеатре на Таганке состоялась премьера спектакля «Горка», где у вас главная роль. Чем эта работа заинтересовала?

– Если прочитать пьесу, то вряд ли можно найти какие‑то схожие черты у меня с моей героиней Настей. Мы разные. И тем не менее ее характер очень близок. У меня тоже есть педагогическое образование и опыт работы с детьми. Пусть не в детском саду, как у моей героини, но учительницей начальных классов я работала целых два года. Однако мой опыт, в отличие от Насти, был положительным и счастливым, свою работу в школе я вспоминаю, как лучшие моменты жизни. Особенно учи­тывая, что стала учителем в 16 лет, а моим ученикам было по восемь. Сейчас этим ребятишкам, чьей жизнью я жила два года, – уже по 36 лет. Помню каждого по имени и фамилии и как он выглядел во 2–3-м классе, но никого не узнаю сейчас. Мне хорошо понятна ломка моей героини, когда ей приходится врать, выкручиваться, делать бессмысленную работу. 

Когда я пришла в школу, у меня был тыл: моя мама сама учительница, школа – та, где меня очень любили, моя семья и друзья всегда меня поддерживали. А у Насти ничего этого нет, она провинциальная девочка из неполной семьи, одинокая и неуверенная в себе, у которой нет всех этих ресурсов. Но при этом у нее есть совершенно простые, еще неиспорченные желания сделать все честно и хорошо. У нее есть способность слышать боль, понять человека, который рядом. Но все это оказывается совершенно ненужным, и она постоянно оказывается перед выбором – сделать себе хуже, но сделать хорошо, или не сделать хорошо, но хотя бы вынырнуть из этого ада. 

– Лиза очень органичная, энергичная, могла бы стать актрисой

– Какую часть вашей жиз­ни сегодня занимает театр?

– Как ни странно, очень большую, я давно так много не была занята в театре, как последние два сезона. Только что выпускали «Эффект Гофмана», теперь «Горку», обе работы интересные, необычные и непростые. Я очень благодарна театру за предоставленную возможность. Это очень «питательные» истории, которые меняют тебя.

– Вы играете воспитательницу детского сада. А свою воспитательницу из детства помните?

– Нет, потому что почти не ходила в детский сад, в отличие от моей дочери. Я много болела и все время находилась под присмотром бабушки, была домашним ребенком. Первый раз меня привели в сад года в три-четыре на несколько дней. А потом лет в шесть еще несколько раз была, и все. Не помню вообще ничего. А вот в школе порой приходилось сидеть в продленке часов до восьми вечера, когда уже никого не оставалось. Помню, уборщица мыла полы и причитала: «Господи, да когда же тебя заберут? Где твоя мать шляется?»

– Мама обняла меня и сказала: «Юль, двойка за контрольную – это нестрашно! Главное – быть хорошим человеком!» 

– Мама-учительница проявляла строгость в воспитании?

– Учителем мама была строгим, но она не формалистка и, слава богу, не преподавала в моем классе. Она не зацикливалась на хороших оценках и не ругала меня за неуспеваемость. Мама была прекрасным педагогом, ее все любили, и, как я позже поняла, моя учительница в начальных классах из уважения к маме часто натягивала мне оценки, так как училась я неважно. А в третьем классе случилась катастрофа – моя тетрадь с диктантом по русскому и контрольной по математике случайно попали к проверяющей из роно. И я получила двойки по городским проверочным работам, очень важным. Была в шоке, потому что до этого двоек у меня никогда не было, видимо, учительница мне исправляла ошибки, чтобы поставить хорошие отметки. И пошла я, громко всхлипывая, к маме, которая тогда, помимо школы, вела еще разные кружки в Доме детского творчества. Помню, был май, солнце, вокруг счастливые люди, а я рыдаю в три ручья, так как опозорила семью. Вошла к маме прямо во время занятия, не на шутку перепугав ее своими слезами. Еле выдавила из себя: «Мама, у меня двойка по городской контрольной и по диктанту!» А мама обняла меня и сказала: «Юль, это нестрашно! Главное – быть хорошим человеком!» И я запомнила эти слова на всю жизнь, тот день стал отправной вехой в моей судьбе, когда я осознала что‑то очень важное. После этого случая стала серьезно относиться к учебе и училась только на повышенную стипендию.

– Подождите, а как же вы в школе оказались?

– После восьмого класса я поступила в педагогический колледж (по наставлению мамы), а в начале третьего курса меня отправили проходить практику в 743‑ю московскую школу. Практика должна была быть неделю, но директор школы неожиданно предложила остаться еще на неделю, так как у класса не было учителя. И сама все устроила, отпросив меня в колледже. В итоге предложили оформиться классным учителем моего второго класса по трудовой. Я была, конечно, в полном недоумении, сама еще ребенок, только 16 лет исполнилось, говорю: «А как же учеба? Мне же надо ходить в колледж». Но директриса радостно сообщила, что обо всем договорится, так как хорошо знакома с нашим директором, и уладит все вопросы. А мне что, я только счастлива была не появляться на занятиях. В итоге в колледж потом все‑таки еще ходила, но у меня было свободное посещение. На это дирекция дала официальное разрешение Это было таким счастьем, а я ведь еще и зарплату получала, как взрослая!

В спектакле «Горка» Театра на Таганке

– Как у такой юной учительницы складывались отношения с учениками и их родителями?

– Мне попался хороший класс, где были прекрасные дети и чудесные родители. Хотя, когда меня брали на работу, сразу предупредили, что этот второй класс проблемный. В итоге оказался потрясающий класс, с которым связан один из лучших периодов моей жизни. Помню, на второй месяц моей работы кто‑то из детей заболел коклюшем, и нам ввели карантин. Нашему классу запретили выходить на перемены и выделили отдельное место для обедов, чтобы мы не контактировали с другими учениками. И нас эта ситуация как‑то особенно сплотила, и даже когда через два месяца карантин закончился, мы с детьми решили больше не выходить на перемены и жить своей жизнью. Мы играли в развивающие, креативные игры и были самыми дружными в школе. Тогда я поняла, что атмосфера в детских коллективах очень зависит от взрослых. В каждом ребенке есть хорошее и плохое начало, и когда детей сразу много, важно повернуть их в правильном направлении. Тогда они будут стараться изо всех сил. Каким‑то чудом мне это удалось. 

– Неужели совсем без конфликтов обошлось, даже с родителями не было скандалов?

– Ой, в первые месяцы было всякое, я ставила всем двойки, приходили родители и орали: «Вы кто такая?! Да мы вас сотрем в порошок! Ваша предыдущая коллега ничему детей не научила, а вы им ставите двойки, хотя дети не виноваты!» Но вот уже 8 Марта активисты из родительского комитета поздравляли меня так, как потом за всю жизнь меня больше никто не поздравил в этот день. Взрослые сорокалетние люди, которые мне тогда казались дремучими стариками, спели мне песню, подарили большую хрустальную вазу, полную экзотических фруктов. К сожалению, ни с кем из этих детей мне потом не довелось встретиться, лишь две девочки нашли меня в «Фейсбуке». Одна из них написала такое трогательное письмо, что я читала его со слезами на глазах.

– Ребенку очень важно иметь счастливую маму, потому что это будет проекцией на будущую жизнь 

– Скажите честно, сериал «Воронины» все‑таки завершился, это был финальный сезон?

– Поначалу действительно была информация, что мы снимаем последний сезон и ставим точку. Но в связи с этим поднялась шумиха и в СМИ, и среди поклонников проекта, что эта информация стала неактуальной. И сейчас мы сами не знаем, решатся ли создатели дать «Ворониным» продолжение в случае хорошего рейтинга или нет. Мы так же находимся в ожидании, как и зрители.

– У вашей дочери Лизы и папа, и мама артисты. Она в полной мере «актерский» ребенок. Или вы все‑таки стараетесь ограждать ее от сцены?

– Слава богу, у нас есть няня, поэтому я не могу сказать, что детство Лизы проходит за кулисами. У нее абсолютно нормальное детство, со всеми сопутствующими ему атрибутами – школа, танцы, музыкалка. Хотя дочь любит бывать и в моем Театре на Таганке, дружит со многими актерами, всех там знает. Будет ли она актрисой, я не могу сказать, так же как и будет ли продолжение «Ворониных». 

– Но вы уже обсуждали с дочерью будущую про­фессию?

– Лиза артистичный ребенок, и какое‑то время она хотела быть актрисой. Говорила: «Сначала я буду учительницей, как мама и бабушка, потом ветеринаром, а уж после стану актрисой». Но вот сейчас она уже планирует быть режиссером. Лиза похожа и на меня, и на папу: игровая, веселая, с юмором – это в меня, а достаточно простодушная и добрая – в папу. Но при этом она совсем другая, абсолютная блондинка по своей сути. Раньше я даже не предполагала, что действительно существуют блондинки не только по цвету волос, но и по характеру, как их описывают. Теперь вижу это на примере Лизы. Она очень органичная, энергичная, не боится зрителей и по своим способностям могла бы стать актрисой. Но вот что касается характера – нет! Лиза не любит некомфортных ситуаций, не любит терпеть, любит командовать, и, видимо, поэтому ее привлекла профессия режиссера. Но наученная собственным опытом, я точно знаю, что не буду с дочерью спорить и как‑то ее наставлять – иди туда или сюда, как мне говорила мама. Я буду ее поддерживать и делать все, что смогу, потому что для меня главное, чтобы мой ребенок был счастлив.

– Кино вы ее еще не пробовали снимать?

– Подобный опыт был, когда я училась на режиссера и снимала свою короткометражку. Несмотря на то что играла Лиза хорошо и с поставленной задачей справилась, были моменты, когда у нее что‑то не получалось. И тогда я орала на нее и вела себя как настоящий режиссер. Лиза была в ужасе и не разговаривала потом со мной несколько дней. Дочь сказала, что если бы знала, что так будет, то никогда бы не пошла ко мне, потому что я ужасный режиссер. А на самом деле я просто добивалась от нее, как от актрисы, выполнения определенной задачи. Но больше сниматься в кино у меня она не хочет.

– Насколько получается совмещать профессию с во­спитанием ребенка?

– Думаю, как и у всех, с переменным успехом. Иногда с массой погрешностей удается уделить должное внимание ребенку, а иногда приходится отодвигать эти проблемы на второй план. Но я в любом случае всегда с Лизой на связи, в курсе всех ее дел, держу руку на пульсе. Нас спасает няня, которая выполняет все запланированное мной. Я много изучала вопросы детской психологии и выбрала очень понятную и разделяемую мной мысль, что на самом деле важно не количество, а качество проведенного с ребенком времени. Мама-домохозяйка вроде бы весь день дома, но при этом она моет, убирает, готовит, смотрит сериал и сидит на телефоне. Но это не называется  быть с ребенком. Гораздо важнее провести вместе хоть 20 минут, но откровенного и внятного общения, понимая запросы детей и отвечая на их потребности. И еще ребенку очень важно иметь счастливую маму, потому что это будет важным опытом, проекцией на будущую жизнь. Сразу появляется больше шансов, что человек ориентирован с детства на счастье и любовь. Считаю, что сама я в этом смысле была счастливым ребенком. Как бы порой не было сложно. А мы жили достаточно бедно, мама растила нас с сестрой одна, родители развелись, не было материальных ресурсов. Но мама занималась любимым делом – школой, детьми, вела разные кружки, ее обожали ученики и часто засиживались у нас дома. Я понимала, что моя мама востребована, реализована, любима, я гордилась ею и была счастлива, что именно она моя мама. Несмотря на то что у нее катастрофически не хватало на меня времени, значительно больше, чем сегодня у меня на мою дочь. Я постоянно была в продленке, а потом сидела дома одна, ведь, чтобы нас обеспечить, маме приходилось работать на две-три ставки и возвращаться домой поздно вечером. Даже не помню, чтобы мы хоть раз куда‑то ездили вместе отдыхать. Мама меня отправляла в лагеря, к бабушке на дачу с сестрой и племянником, а сама работала. А я с Лизой езжу отдыхать несколько раз в год, когда могу, отпрашиваю ее в школе, чтобы мы могли провести время вместе в мои редкие выходные. 

ЮЛИЯ КУВАРЗИНА

Родилась: 14 июля в Москве

Семья: дочь Елизавета (11 лет)

Образование: окончила Школу-студию МХАТ (курс О. Табакова). Актриса Театра на Таганке

Карьера: сыграла в фильмах и сериалах «Не родись красивой», «Воронины», «Метод Лавровой», «Боцман Чайка», «Лесник. Своя земля» и др.
Лика БРАГИНА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото Саши ДИСКОТЕКИ, Натальи Лентиной и из личного архива Юлии Куварзиной
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter