Интервью с солисткой группы «Аура» Юлией Быковой

Юлия Быкова: «Не понимаю, как можно устраивать концерты под минус»

Поэт-песенник, солистка группы «Аура» начинала творческий путь... терапевтом в сельской амбулатории в Михановичах

СОЧЕТАНИЕ таланта и скромности в условиях современного шоу-бизнеса — явление нечастое. Однако группа «Аура» из числа тех коллективов, что против громких разговоров о своих успехах. Зачем? Голосует за артиста в конечном итоге все равно слушатель. Профессиональный и семейный тандем Юлии Быковой и Евгения Олейника к 15-летию творческой деятельности (отмечают в этом году) подошел с внушительным багажом хитов. Многие из них известны аудитории в исполнении Инны Афанасьевой, Ирины Дорофеевой, Алены Ланской. Популярная авторская музыка «Ауры» прозвучит и на майском концерте «Затрымай мяне» в Национальном академическом театре имени Янки Купалы. Эксперимент.

Один из множества, на которые идет солистка Юлия БЫКОВА, чтобы удивить своего зрителя…


— Юлия, согласимся, концерт 14 мая пройдет на необычной для эстрадного исполнителя площадке…

— Да, место действительно не совсем концертное. Однако Купаловский театр идеально подходит к нашей творческой задумке. Во-первых, программа по преимуществу белорусскоязычная. Во-вторых, хотим сделать акцент на драматургию. Переход от одной песни к другой будет иметь логическую связь и перемежаться с интермедиями. Так, у гостей появится возможность не только слушать, но и смотреть концерт. Для этого разделим его на разные блоки с танцевальной и музыкальной частью. Помимо этого, на сцене выступит актриса театра Марта Голубева со стихами Янки Купалы под музыку, которую специально для этого написал Евгений Олейник. Пригласили и симфонический оркестр «Саундс Флайт», детский фольклорный коллектив «Зорачка» Национального центра художественного творчества детей и молодежи. В нем, кстати, сама занималась около десяти лет. Купаловский театр привлекает нас и своей компактностью.

— В то время как одни артисты грезят о стадионах, вы видите плюсы в малых сценах?

— Любой ценой собрать Дворец Республики не стремимся. Зачем? Зритель должен хотеть услышать исполнителя. На наших выступлениях люди заинтересованные, те, кто знает и слушает подобную музыку. Таких ценим. Именно поэтому стараемся делать свою работу качественно. Не понимаю, как можно устраивать концерты под минус. Да, пригласить живого музыканта сложно — это время, деньги. Но знаю примеры, что даже за вполне приличный гонорар артисты могут позволить себе приехать без сопровождения с мини-диском и «отработать» программу. Мне кажется, это неправильно. Имиджевые концерты, которые делаем сами, скажу честно, не окупаются. Более того, за них порой рассчитываемся и постфактум. Только представьте: поставить звук, свет, пригласить оркестр, музыкантов, танцоров. Удовольствие, прямо скажем, недешевое. В итоге выступления идут в минус. Но на выходе зритель получает качественный цельный продукт. Ему есть на что посмотреть и что послушать.

— Юлия, помимо исполнительства, вы еще и автор текстов. Причем слова к музыке стали писать задолго до образования группы. Почему решили запеть? Надоело быть в тени артистов?

— Нет, просто со временем пришла к тому, чем занималась еще со школы. С детским ансамблем «Зорачка» в свое время объездила с гастролями всю Европу. Затем, правда, жизнь повернула в другое русло. По образованию я врач. После ординатуры в Минской областной клинической больнице распределилась терапевтом в сельскую амбулаторию поселка Михановичи Минского района, где работала два года. А потом устроилась в ведомственную поликлинику КГБ. Сочинительством занималась уже тогда. Даже на работе порой писала тексты, когда не было пациентов. Но вопрос исполнительства не рассматривался, не хватало времени. Возможность выступать появилась в декретном отпуске. От пения получала больше эмоциональной отдачи, нежели от медицины, хотя и эта профессия нравилась. Так вместе с супругом пришли к мысли о том, чтобы создать группу «Аура». В следующем году нашему коллективу исполнится десять лет.

— От материальной стороны вопроса никуда не деться… Что больше приносит прибыль — исполнительство либо авторство?

— Мы такие артисты, которые не занимаются раскруткой себя как исполнителей. Поэтому для нас основной источник доходов — авторские отчисления. Причем не только за само написание слов и музыки. У нас полный процесс производства — студийная работа, которая подразумевает, что на выходе заказчик получает готовый продукт.

— Выходит, исполнительство — скорее дополнение к вашей основной деятельности. Но денег этим не зарабатываете. Так стоит ли игра свеч?

— Можно назвать это как угодно — альтруизм, если хотите. Без лукавства скажу, что выступаем для нашего слушателя, который может прийти на концерт и получить позитивные эмоции от общения. Я сторонник того, чтобы искусство абстрагировало людей от реальности. Да, сейчас пользуются дикой популярностью направления, которые описывают то, в чем мы варимся каждый день. Не предлагаю ввести цензуру и запретить подобные композиции. Нет. Но не стоит подменять понятия и преподносить подобные песни как нечто высокохудожественное.

— В одном из интервью вы сказали, что популярность вас не волнует. Так что тогда определяет, хорош артист или нет, если не аншлаги на концертах?

— Проходит уйма музыкальных конкурсов, где участвуют шикарные вокалисты. Многие после них становятся популярными? Нет. При этом есть артисты, которые порой и в ноты не попадают, но они становятся кумирами миллионов. Почему так происходит? У одних — сильная харизма, другие привлекают необычным музыкальным материалом, кто-то завоевывает авторитет невероятной работоспособностью. Все это в комплексе, а еще талант и вкус и определяют в итоге, будет артист востребован или нет.

— Едва ли не каждый год со своими композициями пытаетесь штурмовать Национальный отбор конкурса «Евровидение». Это стремление заявить о себе на всю Европу?

— Нет, это больше интересный профессиональный опыт. Нашу песню «С друзьями», например, в 2007 году на детском «Евровидении» исполнил Алексей Жигалкович, I love Belarus на взрослом в 2011-м пела Анастасия Винникова. Конечно, приятно, когда твою работу замечают. Раз пишутся песни, почему бы не представить их для того же внутреннего отбора? К тому же у нас не так много национальных конкурсов песен, где можно поучаствовать, так зачем же упускать возможность? К примеру, композиция «Нам нужна победа» стала официальным гимном чемпионата мира по хоккею, который проходил в Минске в мае 2014 года. Сейчас будем участвовать в творческом состязании на создание гимна для II Европейских игр. Музыка для песни уже есть.

— В вашем репертуаре много песен на белорусском языке. Сейчас это настоящий тренд, взять ту же группу Naviband. Но когда вы начинали, на слуху были русско- и англоязычные композиции. Почему сделали выбор в пользу «мовы»?

— Если говорить об авторстве, то никогда не ставили перед собой задачу создавать песни на каком-то конкретном языке. Сперва Женя пишет музыку, а затем, когда ее слушаю, в голове формируется представление, о чем будет композиция и как она зазвучит. А вот проект «Аура» начинали даже не с англоязычных песен, а со смеси языков, если можно так выразиться – использовали лексику латыни, французского. Считали, что в первую очередь в композиции важна музыка. Затем стали внимательнее относиться к слову.

Белорусский язык впервые использовали в песне «Затрымай». Эту композицию и еще более хитовую, но на английском, в свое время подали на телевизионный проект «Музыкальный суд». Так вот, именно «Затрымай» и победила. А то, что участники Naviband поехали на «Евровидение» с белорусскоязычной песней, — правильное решение. Ведь на конкурсе почти все стремятся петь на английском. Акцент, даже при хорошем знании языка, раздражает носителей этого языка. Вспомните выступление Лары Фабиан, которая пела «Любовь, похожая на сон». Великолепная певица, голос у нее прекрасный, но песня не звучит… Так зачем вызывать смех у англоязычных жителей Европы?

— Юлия, вы пишете песни не только для белорусских исполнителей — в копилке совместная работа с Надеждой Бабкиной, молдавской певицей Нелли Чобану. Кто для вас идеальный артист для сотрудничества?

— С нашими исполнителями — Инной Афанасьевой, Викторией Алешко, Анатолием Ярмоленко, Искуи Абалян, «Дроздами» — приятно работать. Тот случай, когда чувствуем друг друга. Каждый понимает, чего ждет от песни, которая должна получиться на выходе. Не кичимся совместной работой с популярными российскими исполнителями. Как-то нечестно получается, когда артисты выезжают на звездных именах. К тому же для нас не самоцель — осчастливить певца своим творчеством. Важно, чтобы слушатели полюбили песни, которые пишем.

— Хотелось бы сместить акцент в сторону семьи. Как уживаются два творческих человека под одной крышей?

— С Женей вместе почти двадцать лет. Несмотря на такой солидный возраст нашей семьи, нам всегда есть о чем поговорить. Да, порой бывает сложно. У супруга свои принципы, он придерживается классической модели: мужчина в семье главный. Но при этом ко мне старается прислушиваться. Я же не совсем соответствую представлениям об идеальной жене. Полностью не погружена в быт, ведь тогда об авторстве и исполнительстве не может идти речи. Нужно иметь определенный творческий эгоизм, чтобы воплощать свои идеи в жизнь. В противном случае радости не будет ни дома, ни в работе.

bizyk@sb.by

Фото из архива Юлии БЫКОВОЙ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter