Юлиан ЛЕВЧУК: Признаюсь в любви к Родине, как к самой любимой женщине.

Талантливый поэт-песенник с необычной судьбой, вечно молодой и влюбленный в Россию и русских красавиц, Юлиан Левчук отмечает в этом году свое 75-летие. За время военной службы объездил всю Россию от Байкала до Черного моря, занимаясь поэзией в литературных объединениях при газетах и журналах в Киеве, Петербурге, Хабаровске, Уссурийске. Он успел поработать на Гостелерадио, директором Студии советской песни, инспектором Министерства культуры СССР. Итог его творчества – 22 книги о любви: к родине, к женщине, к самой жизни. Известные композиторы – Юрий Антонов, Владимир Шаинский, Александр Билаш, Александр Москвин – превратили его и без того музыкальные строки в полноценные песни, которые вошли в репертуар звезд эстрады, исполнителей народных песен, Государственного Академического ансамбля имени А.В. Александрова. Благородство духа, мужественность и бесконечный поиск красоты – Юлиан Левчук чем-то похож на героев литературы эпохи романтизма. Тем интереснее поговорить с ним, прошедшим через XX век, о веке текущем.

Талантливый поэт-песенник с необычной судьбой, вечно молодой и влюбленный в Россию и русских красавиц, Юлиан Левчук отмечает в этом году свое 75-летие и продолжает писать стихи о любви. За время военной службы объездил всю Россию от Байкала до Черного моря, занимаясь поэзией в литературных объединениях при газетах и журналах в Киеве, Петербурге, Хабаровске, Уссурийске. Он успел поработать на Гостелерадио, директором Студии советской песни, инспектором Министерства культуры СССР. Итог его творчества – 22 книги о любви: к родине, к женщине, к самой жизни. Известные композиторы – Юрий Антонов, Владимир Шаинский, Александр Билаш, Александр Москвин – превратили его и без того музыкальные строки в полноценные песни, которые вошли в репертуар звезд эстрады, исполнителей народных песен, Государственного Академического ансамбля имени А.В. Александрова. Благородство духа, мужественность и бесконечный поиск красоты – Юлиан Левчук чем-то похож на героев литературы эпохи романтизма. Тем интереснее поговорить с ним, прошедшим через XX век, о веке текущем.

– Вы не только поэт, но и человек военный. Насколько я знаю, вы – в звании полковника. Как уживаются две эти ипостаси?

– Знаете, у меня же не строевая служба была. Я окончил военно-политическую академию, педагогический факультет, философское отделение, был преподавателем. И там же, в академии, я состоял в литературной студии при газете. В этой же газете начали публиковать мои стихи. Потом вдруг, никого не зная, я послал стихи в «Комсомольскую правду». И через две недели ответ: «Ваши стихи нам понравились, мы предложили напечатать их в подборке стихов «Родник»». Когда я напечатался, тираж был огромный. Это был 1971 или 1972 год. Я на всю жизнь сохранил этот ответ «Комсомольской правды».

– А первое стихотворение помните?

– Первые стихи написал в школе, и их опубликовали в районной газете. Это было такое счастье: пришел, отдал – и сразу же опубликовали. Позже по просьбе директора написал стихи к выпускному вечеру. После того, как я их прочитал, услышал, как девятиклассница говорит про меня: «Впервые вижу живого поэта. И он мне нравится!»

– Тема любви к Родине – очень важная в вашем творчестве. Почитав ваши стихи, я поняла, что для вас поэт-гражданин – это тот человек, который смиряется, терпит и любит Родину такой, какая она есть. Такова ваша гражданская позиция?

– Родину надо самоотверженно любить. И тогда для этой родины ты готов будешь на все, даже жертвовать жизнью. Любовь к Родине заставляет нас совершать благородные поступки.
В 1983 году я по совету принес свои стихи в Союз композиторов. Зампредседателя Союза композиторов Украины Александр Билаш тогда мне сказал: «Я глазами пробежал ваши стихи. А в моем сборнике песен «Купавонька» так не хватало патриотической песни о Родине. А «Сердцем с тобой, Родина!» мне очень понравилась. Уже музыка в голове. А вы можете зайти ко мне завтра?» Говорю: «Могу». Я захожу, а он мне уже ноты дарит: «Я хочу, чтоб ее пел только Ансамбль Александрова! Многие певцы у меня уже просят эту песню. И Кондратюк – известнейший народный артист СССР, ректор Киевской консерватории. Но я хочу только Ансамбль Александрова». И вот я приезжаю в Москву, захожу в кабинет Бориса Александрова и показываю эту песню. Он строгим взглядом смотрит на меня и говорит: «Мы поем одну песню Александра Билаша. Я посмотрю, а через месяц вы можете зайти и узнать ответ». Через месяц я захожу, и мне дежурный ансамбля говорит: «А его сейчас нет. А вы кто такой?» Я называю фамилию – Юлиан Левчук. «Да вы что? Я Василий Штефуца – солист ансамбля, тенор. И мы ее поем уже по всей стране. И всех удивляет, почему ее принимают как любовный шлягер – песню о родине». Звоню Кондратюку. Он говорит: «На этот вопрос я вам отвечу: вы признались Родине в любви, как самой любимой женщине!»

– По-вашему, можно ли заработать на поэзии? Или поэт всегда живет по принципу «землю попашет – попишет стихи»?

– Коммерчески выгодно, когда печатает большое издательство, но на большой тираж нужны большие деньги. Раньше, в советские времена, были большие тиражи. Во-первых, было не так дорого. Во-вторых, Литературный фонд и Союз писателей давали деньги поэтам. Поэтому и сложно было поступить, требования были жесткие. Вот сейчас семь с половиной тысяч человек – в Союзе писателей России. Из них уже более двух с половиной тысяч – в нашей городской писательской организации. И каждый стремится что-то издать, где-то издаться. Но это дорого стоит. Как правило, поэты сами должны платить за это издание.
Кроме того, сейчас значительно упал интерес к поэзии – может быть, телевидение или интернет всему виной. Сейчас стихи покупают значительно хуже, чем в 60–70-е годы.

– Мы почти не говорили о вашей любовной лирике. А это одна из самых важных тем вашего творчества. Читала стихи и гадала: есть ли прототип у лирической героини или это недостижимый идеал?

– У меня есть книга «Красавицам России». А почему я такое название выбрал? Я интересовался конкурсами красоты: «Мисс Вселенная», «Краса России» и т.д. И решил посвящать свои стихи этим красавицам. Эту книгу я послал в отдел протоколов Президента России. Позже оказалось, что мои стихи понравились супруге президента – мне сообщили, что она берет книгу в свою личную библиотеку и желает мне новых творческих удач.
Иногда я вижу живой портрет женщины, с которой знакомлюсь, и у меня уже возникают в голове стихи, восхваляющие ее красоту. А если женщина, девушка нравится – большие чувства, эмоции рождаются. И приходит первая стадия любви – влюбленность.

– Ваши стихи положены на музыку и стали песнями, которые любят и исполняют до сих пор. А вы сами поете?

– У меня был такой эпизод. После школы я сразу поступал в театральный институт в Киеве. Конкурс был очень большой – 25 человек на место. И вот я сдаю первый экзамен – по пению. Исполняю народную песню «Степь да степь кругом». И мне ставят «пять»! Остальные оценки были «четверки», и по конкурсу я не прошел. Но я занимался и в студии художественного слова, и вокалом занимался.
Я с юных лет любил классическую музыку, романсы, народные песни. Сам пел итальянские песни и русские народные. Я и сам, случается, пою, но уже не так часто. Недавно был на мероприятии, и один человек стал петь украинские народные песни. Но у него совсем не было слуха! Я не выдержал и следующую песню сам спел. После этого он умолк и больше не пел. Аплодисменты были бурными! Мне Шаинский говорил: «Твои стихи очень музыкальны. Я тебе признаюсь, но ты не зазнавайся!»

– Вы сейчас еще пишете стихи, которые станут песнями?

– Я сейчас стараюсь больше песен писать. Это приносит и доход, и популярность.
В культурном  центре вооруженных сил есть ансамбль, я ему дал свои стихотворения. Одну мою песню они уже спели.
Три песни на мои стихи написал и певец Юлиан. Когда я ему показал стихотворение «Между нами снега», он мне говорит: «Это гениальные стихи!» На концерте песня была объявлена лучшей. 

– Кстати, давно хотелось спросить: Юлиан – это ваше настоящее имя или псевдоним?

– Я вам расскажу то, чего еще никому не рассказывал: Юлианом я назвал себя сам. Мое настоящее имя – Юлий, а в школе у нас уже было три Юлия. Поэтому, когда во время войны архив, где хранилось мое свидетельство о рождении, был уничтожен и мне было предложено назваться как угодно, я, недолго думая, назвался Юлианом. Так что ответ на ваш вопрос – и да, и нет.

– На мой взгляд, в российской музыке существует кризис. На первом месте продюсер с деньгами, а не талант исполнителя, форма становится важнее содержания, яркий костюм – интереснее, чем смысл песни.

– В настоящее время меня поражает, что интерес к народным песням упал. А это же голоса России! Вы обратили внимание на кризис в эстрадных песнях. Я думаю, что рано или поздно поп-музыка вновь вернется к народным мотивам. Есть замечательные, душевные эстрадные песни, а многих исполнителей стихи как таковые просто не волнуют.
И все потому, что сочиняют, ориентируясь на уже имеющуюся музыку. А когда сочиняют по музыке стихи, просто абракадабра получается. Ведь песня только тогда хороша, когда волнует душу, когда нравится. А сейчас главное, чтобы танцевальный ритм был. Но ведь нужен и смысл. Я не отрицаю эстрадную музыку, рок и другие стили. Я за то, чтобы во всех этих стилях были выдающиеся моменты, высокое мастерство.

– Еще одна сфера, в которой вы проявили себя, – это журналистика. Вы состоите в Союзе журналистов. Расскажите, какой у вас был опыт по этой части.

–  На самом деле я лишь принимаю участие в тех мероприятиях, которые мне предлагают в Союзе журналистов. Первые шаги я сделал, когда занимался диссертацией о битве под Москвой и собирал архивные материалы на эту тему. Я издавал в журналах и газетах статьи по теме диссертации. А активно печататься как журналисту у меня не было возможности. И писательской прозой я не занимался. Потому что я люблю в жизни сильно одно дело – стихи и песни на мои стихи.
Работа у меня в Союзе по большей части не писательская, а общественная. Полтора года мы с генеральным секретарем Союза журналистов бились, чтобы заинтересовать финансовые круги в подготовке Международной конференции по ленд-лизу, так как юбилей будет осенью – 70 лет. Мы получали отрицательные ответы, государственной поддержки мы не нашли. В конце концов нам сказали: мы будем проводить эту международную конференцию по сети интернет. Нас крайне удивила такая позиция.

– Насколько я знаю, вы работали на Гостелерадио. А как вы относитесь к тому, что сейчас можно видеть на телеэкране? Больше положительного или отрицательного в сравнении с телевидением прошлого?

– Да, год работал в распорядительной дирекции Гостелерадио, затем во втором управлении по гражданской обороне. Сейчас слишком много разбойных нападений, бандитизма на экране. Подобное отрицательно действует на детей и подростков, которые смотрят это. Если у нас цензуры нет, то надо иметь хоть какой-то общественный совет при телевидении, чтобы то, что отрицательно влияет на воспитание молодого поколения, не пропускать на телевидение.

– В советское время в центре внимания прессы всегда был простой человек. А сейчас как будто живем в «безгеройное» время. Вы с этим согласны?

– Рано или поздно, я думаю, придут к выводу, что необходимо изменить это направление: развитие должно быть параллельным – и изнутри, и сверху. Сейчас уже больше уделяют внимания культуре, потому что без культуры нет формирования человека, который станет настоящим гражданином России.

– И напоследок философский вопрос: что значит для вас поэзия?

– Поэзия – это моя духовная жизнь. Через поэзию я переживаю за судьбу своей России, своей малой родины, о которой написал поэму «Отчизна». Любовь к поэзии продлевает жизнь. Когда сочиняю стихи, я становлюсь энергичным, живым. Если бы я не был поэтом, судьба моя сложилась бы совсем иначе. Я бы мог быть богаче, но не стал. Но меня это не расстраивает. Деньги – это не все. Настоящее богатство – духовное, для меня это поэзия, и она стала главным жизненным счастьем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter