Юбилей Наполеона Орды отпразднован. Чей следующий?

Репортаж с размышлениями, воспоминаниями и предложениями
Репортаж с размышлениями, воспоминаниями и предложениями

Сначала — о скептиках

Когда имя художника, композитора, педагога и общественного деятеля Наполеона Орды, внесенное в связи с 200–летием со дня рождения в памятный календарь ЮНЕСКО на 2007 год, прозвучало на высоком международном уровне, у многих, помнится, это вызвало, мягко говоря, недоумение. Скептики условно разделились на три группы. Аргументация первых была откровенно примитивной: какой же это деятель, да еще чтобы юбилей праздновать, ежели я не слышал даже его фамилии... Другие уже знали Наполеона Орду хотя бы по справочникам, но считали его наследие незначительным: подумаешь, поездил по стране, сделал с натуры зарисовки дворцов, храмов или их руин. А музыка? Где исполняют произведения такого композитора? Третьи же считали Орду исключительно польским деятелем и поэтому не имеющим отношения к белорусским юбилейным датам.

Ответ сомневающимся дала двухдневная Международная научная конференция «Наполеон Орда: жизнь, творчество, художественное наследие», которая прошла в Национальной академии наук Беларуси благодаря стараниям Министерства культуры, Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО и Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапивы. Выступавшие подчеркнули одну важную особенность празднования: инициатива не была спущена «сверху», а поступила «снизу» — от энтузиастов Ивановского района. В этих краях в имении Вороцевичи и родился двести лет назад Наполеон Орда. Там вознесен ему памятник, названы в его честь музыкальная школа, улица. Там о его жизни и творчестве подробно рассказано в музее. Наконец, там в юбилейные дни открылась картинная галерея. Кроме того, сказал в приветствии председатель Национальной комиссии Беларуси по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный, к годовщине изданы альбом и набор открыток по литографиям Н.Орды, хранящимся в Национальной библиотеке, увидели свет посвященные ему монета, почтовая марка и конверт. А вскоре на здании, где жил и творил наш соотечественник в Париже, откроется мемориальная доска.

Воспоминания: находки у берегов Сены

При упоминании о мемориальной доске, мне вспомнился солнечный Париж, куда я попал весной 2005 года, — на «круглый стол» ЮНЕСКО, посвященный взаимопониманию Востока и Запада. Благодаря любезной помощи Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси во Франции Виктора Шиха мне удалось выкроить три дня для поисков в музее Адама Мицкевича и Польской библиотеке, размещенных у одного из мостов через Сену. Работая над рукописями уроженцев Беларуси, я, естественно, обратился и к письмам Наполеона Орды. И поразился: какую великую работу вел он, находясь в эмиграции, скольким землякам помогал! На нескольких его посланиях заметил адрес, откуда они отправлены: дом № 9 по улице Людовика Великого... Вечером поделился этим наблюдением с Виктором Шихом. Вскоре тот сообщил, что нашел этот дом. Там теперь находится известный банк. И вот — приятная весть: на доме появится мемориальная доска нашему соотечественнику.

Страницы репортажа: четверо из многих

Значение Орды–художника наиболее полно и профессионально, как мне кажется, раскрыл на конференции гость из Литвы профессор Витаутас Левандаускас, назвавший его мечтателем–романтиком и «певцом архитектурного пейзажа». Наследие художника составляет около 2 тысяч рисунков, на которых за 27 лет путешествий были запечатлены с натуры памятники истории и культуры Беларуси, Литвы, Польши и Украины, эти произведения имеют и художественную, и познавательно–документальную ценность. Рисунки Орды и литографии, отпечатанные в Варшаве, порой существенно разнятся. Художник все время был в поиске цвета, перспективы, соответствия. Ценны также его развернутые историко–публицистические аннотации к произведениям. Цель своего патриотического подвига он изложил в письме к Игнатию Домейко: собирать «осколки» национального прошлого! То есть собирать библейские «камни». А разве, подумалось, не эта цель стоит теперь перед нами?!

То же самое, но только уже на музыкальном материале, сделала на конференции профессор Ольга Дадиомова. По ее словам, Наполеон Орда был мастером романтической фортепианной миниатюры — полонеза, ноктюрна, серенады, вальса. Он не мог писать оперы, балеты, симфонии, ибо было не для кого: время придворных театров уже закончилось, а государственных — еще не наступило. Поэтому ориентировался прежде всего на любителей, живших в усадьбах, где тогда концентрировалась культурная жизнь.

Восторженно «вписывал» Наполеона Орду в белорусскую историю профессор Анатолий Федорук. Он показал старинные традиции его рода, тесно связанного с Бутримовичами и Скирмунтами. Это свои, полесские, давнишние роды. Дед художника, Матей Бутримович, чья «каменiца» составляет гордость Пинска, был реформатором на меру Столыпина, внедрил вслед за Голландией на Полесье польдерную систему земледелия. А Констанция Скирмунт, внучатая племянница Орды, изготовила резные фигурки исторических деятелей для золоченых чудо–шахмат, которые теперь иногда показывают по телевидению из Западной Европы.

Наконец, неправда, что Наполеон Орда был у нас так уж неизвестен. Кто хотел, тот знал его. Например, юные участники бобруйской студии художественного краеведения «Бобренок». Они уже девять лет путешествуют «Путями Наполеона Орды», наново зарисовывают места, увековеченные им, организуют выставки.

Размышления: всегда ли мы корректны и убедительны?

Слушая доклады, не мог отделаться от двух настойчивых мыслей, которые имеют, очевидно, более общий характер, чем «ордоведение».

Первое. Историчны ли мы, когда переносим современное миропонимание, современные понятия на наших предков, знаменитых соотечественников? Мы почти автоматически не так уж редко употребляем слово «белорусский», если речь идет о Мицкевиче, Монюшко, Домейко, Глинке, Стравинском... Между тем белорусского самосознания у них не было и не могло быть, ибо оно тогда только мучительно складывалось. Да, местный, «тутэйшы», полесский патриотизм у Орды уже, несомненно, появился, но называл он себя еще «литвином», имея в виду традиции бывшего Великого княжества Литовского. Слово «белорусский» на конференции часто звучало там, где более корректно и исторически точно употребить слово «Беларусь» как территория. Названные деятели принадлежат нескольким народам, нескольким культурам, и, подчеркивая это, мы только содействуем их сближению и взаимопониманию.

Второе. И в то же время мы уж очень легко своих знаменитых деятелей отдаем иным народам, по крайней мере если речь идет о происхождении. На конференции не раз прозвучало как аксиома: Орды — из татар. Очевидно, тут сама фамилия легко привела к аналогиям... Но ведь документальных подтверждений — никаких. Симпатии к мусульманству у Ордов тоже никогда не проявлялись. Значит — и тут я целиком согласен со специалистом по генеалогии Леонидом Акаловичем, — Орда (известны варианты Арда, Гарда и т.д.) — представитель древнего боярского рода, первоначально православного, потом униатского. В противном случае его не воспринимала бы как своего полесская шляхетская знать.

Перспективы и предложения

Юбилей Наполеона Орды — единственный «белорусский» в 2007 году, который отмечается на уровне ЮНЕСКО. А что сулят нам последующие годы?

— ЮНЕСКО уже дало предварительное согласие, чтобы в 2008 году во всем мире праздновалось 200–летие со дня рождения одного из зачинателей новой белорусской литературы — Винцента Дунина–Марцинкевича, — говорит Владимир Счастный. — А далее — Беловежская пуща: 600 лет назад усилиями правителей Великого княжества Литовского она и законодательно, и фактически стала заказником. А как вы знаете, сегодня пущу вместе с полесскими болотами называют легкими всей Европы... Чем не достойный юбилей?

Юбилеи, конечно, достойные, но готовиться к ним надо бы заранее. Мне понравились (и я зачитал их на «круглом столе» во время конференции) слова читательницы «СБ», скрывшейся под псевдонимом Юла, которая писала в связи с юбилеем Орды: «Почему–то знаменитых людей мы, как правило, вспоминаем только в юбилейные дни... Историю нужно сохранять все время, а не вспоминать время от времени». Так вот, если помнить Орду «все время», надо сделать главное: возродить усадьбу в Вороцевичах с ее комплексом хозяйственных построек, чудесными парком и садом, водной системой, наделить эту усадьбу притягательной силой для своих и зарубежных туристов. И обязательно издать совместно с поляками (оригиналы ведь в Кракове) все (а их около двухсот) рисунки, сделанные художником на территории нынешней Беларуси. Это стало бы неоценимым подспорьем для реставраторов, историков культуры, краеведов.

Что касается будущих юбилеев, к ним лучше готовиться заранее, без спешки. Тогда не будет таких досадных неточностей, как это случилось в альбоме литографий Орды, когда одно из его описаний перевели с точностью до наоборот, а Тадеуша Костюшко «состарили» ровно на 500 лет... Если же речь вести о будущем юбилее Дунина–Марцинкевича, здесь прежде всего напрашивается предложение издать в переводах на несколько языков знаменитую «Пинскую шляхту», подобно «Пану Тадеушу» и «Новой земле».

А сколько прекрасных изданий, притом прибыльных, можно посвятить Беловежской пуще! Сколько новых маршрутов подготовить...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter