40 лет назад Совмин СССР одобрил план строительства первой линии Минского метрополитена

Юбилей глубокого значения

Сегодня у каждого минчанина и гостя нашей столицы – немаловажный юбилей. 40 лет назад, 4 февраля 1977 года, Совет Министров СССР одобрил план строительства первой линии Минского метрополитена. Под куполом кремлевского Сената — тем самым, что высится за Мавзолеем и зубчатой стеной Красной площади, было принято поистине историческое для нашей республики решение. К которому она шла долгие годы.


Знатоки советской действительности в курсе: в СССР на строительство метрополитена мог претендовать лишь город, население которого перевалило за миллион. О собственной подземке грезили многие приближавшиеся к круглой цифре города — Пермь и Ростов–на–Дону, Владивосток и Хабаровск, Саратов и Воронеж, Рига и Одесса... Им это не удалось. А вот Минск в число миллионщиков пробился–таки.

Хотя и нашему городу далось это совсем непросто. Руководство БССР пошло на беспрецедентные меры — активно стимулировало увеличение минского населения, создав ряд льготных условий по переселению сельчан в столицу. Именно так оказался в Минске и мой будущий отец — уроженец Пуховичского района. А 25 января 1972 года случилось наконец знаковое событие, долгожданное для всей Белоруссии. В родильном отделении 6–й больницы родился миллионный минчанин — Олег Басько. Сделавший тем самым подарок как всей республике, так и своим родителям — им сразу вручили ключи от двухкомнатной квартиры и положили 500 рублей на сберкнижку. Работавшие на фабрике имени Крупской Зоя и Валентин Басько получили для сына набор детской одежды и игрушечный луноход. А домой виновник торжеств отправился из роддома на вишневой «Волге»...

Правительство СССР минским статистикам поверило. В 1976 году институт «Минскпроект» разработал схему 8–станционного метрополитена, под занавес того же года проектную стоимость подземки утвердил Совмин СССР. И дал добро на строительство. Летом 1977–го первая свая вошла в основание будущей станции «Парк Челюскинцев». А четыре года спустя вовсю уже строившийся метрополитен... едва не законсервировали. Подземку, по сути, спас известный фотограф и ее летописец Петр Кострома. Впрочем, сам Петр Васильевич поправляет:

— Не я спас, а мои фотографии. У метростроевцев созрел план: сфотографировать все котлованы в том виде, в котором они тогда находились, и направить снимки в Совмин СССР. Мне дали автовышку и сопровождение ГАИ, я объехал все строящиеся станции и сделал множество фотографий. Главный проспект столицы, разрытый вдоль и поперек, выглядел ужасающе и напоминал Минск после бомбежки. Дней через десять из Москвы пришел ответ: советское правительство приняло решение продолжить финансирование и закончить строительство.

Фото Петра КОСТРОМЫ

Семь лет спустя, в канун 40–й годовщины освобождения Минска от немецко–фашистских захватчиков — 30 июня 1984 года, Минский метрополитен был торжественно открыт. Тот день Петр Кострома помнит как сейчас:

— В городе творилось неописуемое. Люди плакали от счастья — настолько грандиозное это было событие! И катались в метро до глубокой ночи.

С того момента минская подземка перевезла уже около 3 млрд пассажиров. Условно говоря — более трети населения Земли! Представить без нее жизнь сегодняшнего Минска просто не получается. И пусть метро в Минске неглубокое, сказать то же самое о сегодняшнем юбилее не выйдет.

Появление метро в СССР

 1935 — Москва


 1955 — Ленинград

 1960 — Киев


 1966 — Тбилиси

 1967 — Баку

 1975 — Харьков

 1977 — Ташкент

 1981 — Ереван

 1984 — Минск

 1985 — Горький

 1986 — Новосибирск


 1987 — Куйбышев

 1991 — Свердловск



osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 24 (25159). Суббота, 4 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter