Йогурт второй свежести

Перефразируя классика: если в стране имеют хождение денежные знаки, задача торгового объекта — добиться того, чтобы максимально большее количество людей оставило ему свои кровные.

Перефразируя классика: если в стране имеют хождение денежные знаки, задача торгового объекта — добиться того, чтобы максимально большее количество людей оставило ему свои кровные. Во всем мире эта схема построена на долгосрочной выгоде, а у нас — на сиюминутной прибыли? Ведь согласно рекомендациям общества защиты прав потребителей, в любом магазине, образно говоря, мы должны вести себя, как сапер на минном поле: быть осторожными и внимательными.

Не так давно Министерство торговли провело крупномасштабные проверки в сети супермаркетов и магазинов вообще. Хотя вопли возмущенных покупателей о просроченных продуктах, неправильно оформленных ценниках, липовых акциях (это когда ты берешь в торговом зале товар под маркой “акция” по сниженной цене, а на кассе он пробивается по обычной) и собственно испорченном товаре, который нам не стесняются втюхивать, раздаются уже много лет. Не буду утверждать, что ранее работники торговой инспекции своими обязанностями пренебрегали. Может, это просто была первая, так сказать, “публичная порка”?

По словам начальника торговой инспекции Валерьяна Беспалого, которые приводило агентство БелТА, под пристальным вниманием оказалась деятельность торговых сетей.

— Было проверено почти 300 объектов торговли и общественного питания различных форматов, в том числе таких, как сети “Евроопт”, “Рублевский”, “Мила”, — констатировал чиновник.

Было составлено 922 протокола об административных правонарушениях. По состоянию на 31 декабря 2013 года в судебные органы направлено 883 дела, из которых суды рассмотрели 556 и применили штрафные санкции на сумму более 400 миллионов белорусских рублей.

Думаю, что каждый потребитель, который хоть раз сталкивался с нарушениями правил торговли в магазине, несколько воспрял духом. Но ненадолго.

Жаждущий справедливости покупатель должен как минимум сделать запись в книге жалоб. Причем помнить хитрости, на которые идут некоторые недобросовестные продавцы: книг жалоб может быть несколько. На настоящей должна стоять печать налогового органа. Если вам нахамили, рекомендуется зафиксировать сей факт, например, с помощью камеры мобильного телефона, на всякий случай запастись свидетелями.

Дорогие мои, осуществить все эти действия человеку, у которого мало свободного времени, — чистая утопия! Среднестатистический покупатель (как правило, покупательница) как болид “Формулы-1”: с работы несется в продуктовый, сметает с полки то, что надо по списку. Затем бегом домой, потому как для того чтобы встать на работу на следующий день нормально, нужно лечь хотя бы часов в двенадцать. А времени с шести вечера до полуночи не так уж и много. Поэтому если человек видит просрочку в магазине, максимум, на что его хватает, — сказать об этом продавцу и взять другой товар. Если обнаружит несвежий йогурт, но уже дома, — выкинет в мусорку, смирившись с потерей нескольких тысяч рублей. Обычно людей “клинит” на принципиальность (записи в книге жалоб, обращения в общество защиты прав потребителей и тому подобные вещи), если последствия неудачной покупки были серьезными. Например отравление.

Это я к тому, что одна из основных претензий к объектам торговли, согласно сайту Министерства торговли, — “реализация товаров с истекшими сроками годности (хранения)”. То есть нужно понимать формулировку более приземленно, по Булгакову: не бывает осетрины второй свежести.

Директора магазинов сетуют на то, что когда у тебя до 50 тысяч наименований товара, сложно поддерживать порядок. Оригинальное объяснение. Кто-нибудь мне может рассказать, почему лично мы с вами должны отвечать своим здоровьем за чье-то стремление получить, как говорят экономисты, сверхприбыль? Выставляй вовремя, меньше заказывай, соизмеряй желания и возможности. В противном случае набирай еще продавцов или работников торгового зала. А то получается, что все контролирующие функции должен брать на себя потребитель. К слову, если он следит внимательно за сроками годности, то половина времени в магазине уйдет именно на это.

Короче, наверное, не мы — покупатели — должны учить маститых менеджеров основам маркетинга или чего-то там еще. Это же в конце концов магазин, а не минное поле, чтобы каждый свой шаг проверять. Получается, априори все мы принимаем как данность, что “спасение утопающих — дело рук самих утопающих”.

Как мне кажется, механизмы воздействия на торговлю должны быть другими. Потому как сапоги должен шить сапожник, а пироги печь пирожник. И не дело потребителя сражаться непонятно с кем, как Дон Кихот с ветряными мельницами (продавцами, владельцами магазинов, невнимательными грузчиками — каждый раз кандидатура “крайнего” новая).

В этом плане мне очень нравится история, рассказанная Владимиром Познером, о том, как он потерял американский паспорт. В паспортном центре Нью-Йорка ему выдали новый менее чем за сутки. Познер по сути — человек наш. Поэтому к оперативности и суперскоростям не привыкший. Он был в шоке и пошел сказать “огромное спасибо”. Но на его попытку рассыпаться в восхищенных благодарностях клерк почти сурово заметил: “Сэр, за это вы платите налоги!”. Это я к чему... Мы ведь с вами тоже их платим, не так ли? Значит, те, кто должен заниматься проблемами торговли, обязаны придумать эффективную систему контроля за товарами и их качеством в магазинах. Чтобы покупатели не работали там, как нам фактически предлагают сегодня “на общественных началах” ни ищейками, ни жалобщиками и не тратили свое время и нервы. Может, тогда порядка будет больше.

Как заверил общественность тот же Валерьян Беспалый, в течение всего года торговая инспекция продолжит контрольные мероприятия. При этом особое внимание будет уделяться субъектам торговли и общественного питания, “которым предстоит стать визитной карточкой Беларуси для гостей в период чемпионата мира по хоккею”. Хочется думать, что мы встретим гостей со всего мира достойно, а чистоту, удобство и радушие в белорусских магазинах они запомнят надолго. Страна — наш общий дом. А это значит, что за порядок в этом доме все несут ответственность в равной степени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter