Йог по прозвищу "Шаман"

История побегов богата легендами.
История побегов богата легендами.

Если люди сидят за решеткой, кто-нибудь из них обязательно сделает попытку убежать. И бегут. Среди многочисленных историй побегов особую главу составляют "рывки" с этапа. То есть во время перевозки зэков с одного места на другое. Например, из СИЗО в "зону". Потому что почти всегда такой побег - игра со смертью. И решаются на "рывок на волю" с этапа только самые отчаянные.

Основной транспорт для перевозки заключенных на дальние расстояния - так называемый вагон-зак или, как его называют в народе, "столыпин". Он представляет собой обычный пассажирский вагон, в котором вместо дверей в купе - железные решетки. Иногда средние полки соединены в сплошные нары с узким лазом. Вместо окон - маленькие замазанные отверстия. Решетки всюду - в коридоре, в туалете... Нет их разве что в двух купе для конвоиров.

По инструкции в таком вагоне едет 85 заключенных (частенько, впрочем, их бывает больше), которых охраняют 10 человек конвоиров. В коридоре вагона всегда находится один солдат, вооруженный пистолетом, а иногда и "калашниковым". Часовому видно все, что происходит в купе. Укрыться от его взгляда просто некуда. При посадке-высадке зэков встречает (провожает) дополнительный конвой с собаками и автоматами, которые в "темпе вальса" перегружают зэков из "воронка" в "столыпин" и обратно. Словом, условия для побега весьма тяжелые. Но тем не менее, вырвавшись из-за тюремных стен, отчаянные арестанты нередко решаются на побег, поставив на карту все...

Во все времена находились желающие бежать "на хапок". То есть рвануть на волю при погрузке или выгрузке. Конвой при этих процедурах организован достаточно четко. Убежать от "сладкой парочки" - пули и собаки - почти невозможно. Но в том-то и дело, что "почти".

В конце 60-х произошел побег, который потом (правда, в очень искаженном виде) попал даже в какой-то приключенческий фильм. Этап грузился на одной из промежуточных станций. "Столыпин" следует в составе обычного пассажирского поезда, поэтому погрузка-выгрузка по пути следования происходит на пассажирских вокзалах. Зэки, высаженные из "воронка", стояли на перроне, ожидая пока подходящий поезд окончательно остановится. И вдруг с другой стороны перрона показался товарняк... Этап оказался между двумя поездами. И тут один из зэков, которому предстояло любоваться на северное солнышко 12 лет, выкинул номер, достойный голливудского боевика. Он внезапно оттолкнул конвоира и прыгнул под колеса идущего поезда. Трюк был весьма опасный - перескочить через рельсы, перекатившись под движущимся вагоном. И это ему удалось. Конвойные, конечно, не стали повторять этот аттракцион, ограничившись тем, что выпустили по очереди под вагонами. Собаки тоже не стали рисковать, а лишь метались вдоль платформы. На счастье беглеца, поезд был длинный, как речь товарища Брежнева. Поэтому, когда наконец последний вагон миновал, конвой увидел только бетонный забор, через который перебрался беглец. Поймали его лишь через неделю. Один из самых древних способов побега из вагона - пробить дыру в полу. Многие пробуют. Да только вот ведь в чем беда. Пробить-то отверстие не так уж и сложно, если есть подходящий инструмент и большое желание. Трудности начинаются дальше. Дело в том, что вылезти из вагона на остановке нет никакой возможности. То есть вылезти-то можно, но пребывание на свободе продлится не более пяти минут. Конвойные, которые прогуливаются вдоль вагона, тут же обнаружат беглеца. Можно, конечно, прыгать на ходу...

Вот, к примеру, история, произошедшая в 1981 году. Рецидивисты, осужденные на длительные сроки, решили, что сидеть в очередной раз им ни к чему, поскольку их ждали серьезные дела на воле. Отправившись на этап, они прихватили с собой два сапожных лезвия, которые были переправлены по внутритюремным каналам дружками. Благодаря богатому опыту зэки благополучно перетащили этот груз в "столыпин". Оказавшись в купе, ребята быстро нашли сподвижников, готовых помочь в подготовке рывка на волю. Благо население купе полностью состояло из 8 рецидивистов.

Итак, двое зэков залегли на нижних полках и принялись с настойчивостью дятлов долбить пол. Третий стоял "на стреме", предупреждая о приближении часового. Когда тот лениво топал мимо, отверстие прикрывали каким-то тряпьем. При царящей в вагоне полутьме разглядеть что-то было невозможно.

На кропотливую работу ушли сутки. Но вот наконец продолблена внутренняя обшивка, пробито днище. В дырку стали видны бешено мелькающие шпалы. Арестанты, перекрестившись, стали по одному лезть в дыру вниз головой. Они цеплялись руками за какие-то вагонные конструкции, а затем падали на рельсы.

Пустое купе обнаружили почти сразу же. Но пока подняли тревогу, поезд уже успел отъехать на порядочное расстояние. Поисковые группы прибыли на место через несколько часов. Тем не менее долго искать беглецов не пришлось. Шестерых обнаружили возле полотна железной дороги. Двое из них уже свое отбегали: прыжок оказался для них смертельным. Один сломал шейный позвонок, другой раздробил голову. Третий истекал кровью и немногим отличался от покойника. Еще трое, хоть и выглядели немного получше, но никуда, кроме тюремной больницы, проследовать явно не могли. Недалеко ушел и седьмой беглец. Его по следам на снегу обнаружили в лесу в нескольких километрах от железной дороги. Прыжок беглеца тоже нельзя было назвать удачным. Пройденное расстояние оказалось максимумом, на который он оказался способен после своих каскадерских подвигов.

В рубашке родился только восьмой. Он тоже порядком побился о рельсы, но доковылял до ближайшей автотрассы, на которой остановил попутную машину. В результате ему удалось пробегать аж трое суток.

Большинство побегов совершаются из-за разгильдяйства конвоиров.

...Дело было в 1994 году. "Столыпинский" вагон находился в пути уже долгое время, и конвоиры несколько устали. И вот как-то, как раз во время смены часовых, в одном из купе начались надоевшие до чертиков стенания

: - Начальник, пусти на оправку... Ну пусти... Живот крутит, совсем я больной.

- Да в самом деле, пусти ты его. Больной ведь совсем...

Зэк и вправду производил донельзя жалкое впечатление. По инструкции зэка на оправку выводят три человека. Двое блокируют проходы, один открывает дверь. Но на этот раз поленились солдатики.

Часовой открыл камеру и выпустил арестанта, который прошел мимо него шаркающими, нетвердыми шагами. Но спустя секунду все изменилось. "Больной", резко распрямившись, выхватил спрятанную в рукаве заточку и ударил конвоира в грудь. После этого он мгновенно открыл дверь камеры, откуда выскочили зэки и "ломанулись" в сторону туалета.

Но не успели. Из купе вылетел напарник конвоира, еще не успевший расслабиться, и выстрелил в воздух. Через пару секунд из купе выскочили остальные. Побег не удался, но раненому конвоиру пришлось долго лечиться.

В 1991 году конвоиров подвела жадность. В одном из купе везли женщин-арестанток. Так вот, крутой вор предложил солдату за хорошие деньги устроить ему свидание в карцере с ехавшей вместе с ним приятельницей.

...Конвоир открыл купе, выпустил "героя-любовника" и повел его к "девятке", пообещав следом привести даму сердца. Открывая дверь карцера, солдат настолько расслабился, что повернулся к зэку спиной. И тут же получил в нее заточкой... Вытащив у раненого пистолет, зэк открыл дверь камеры и выпустил шестерых человек. Беглецы прокрались в туалет, выломали решетку и спрыгнули с поезда. На свободе им удалось погулять неделю.

А вот о профессиональном беглеце в блатном мире ходят легенды. Приведем лишь одну абсолютно реальную историю из его бурной жизни.

Это было в 1979 году. По бескрайним сибирским просторам весело катил набитый под завязку "столыпинский" вагон. Все шло, как обычно, до тех пор, пока один из зэков не стал просить воды. Не получив требуемого, арестант начал обзывать солдатика эсэсовцем и прочими обидными словами.

Конвоир озверел и, подлетев к двери, двинул парня в грудь прикладом автомата.

Тот захрипел, стал судорожно хватать ртом воздух, повалился на пол и замер...

В купе, а потом и во всем вагоне стал медленно, но верно подниматься ропот. Заключенные грозили, что сразу же по прибытии напишут жалобу прокурору. Поэтому на одной из узловых станций вызвали "скорую". Медики, бегло осмотрев больного, изрекли: клиническая смерть.

Вот тут-то конвойным стало по-настоящему не по себе. Потому что за труп да с такой очевидной причиной смерти, как удар прикладом, можно вскоре самому стать пассажиром "столыпина"...

Теперь им хотелось одного: побыстрее куда-нибудь сплавить пострадавшего. Они быстренько оформили документы на передачу тела и погрузили его в "скорую".

Покойника накрыли простыней, и машина поехала в сторону местного морга. Однако, когда "скорая" отъехала на достаточное расстояние от вокзала, покойник повел себя достаточно буйно: он вскочил, открыл дверь и сиганул из машины на полном ходу...

Этого рецидивиста звали Шаман. Свой путь по тюрьмам он начал еще с "малолетки", откуда за три года бегал пять раз. Но самое интересное началось, когда Шаман оказался во взрослой "зоне". Познакомившись с сидевшим там йогом, он стал его учеником. Освоив азы тибетской "Книги мертвых", Шаман научился задерживать дыхание с временной остановкой сердца, чем впоследствии пользовался для своих многочисленных побегов. Иногда его ловили. Порой он, устав бегать, приходил с повинной сам. Но итог был всегда один - новый побег...

Даже при самой большой удаче пребывание беглецов на свободе обычно бывает очень недолгим. А риск - чрезмерно велик. Если не пристрелит конвой, не разобьешься при прыжке из вагона, не затравят собаками поисковые группы - поймают при попытке добраться до большого города. Но эта игра, на наш взгляд, не стоит свеч. У заключенных иное мнение. Недаром о тех, кому довелось бежать с этапа, в преступном мире слагают легенды...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter