За клевету можно обычно взыскать до 1000 рублей

Язык ваш — враг мой

Словом можно ударить больнее, чем стальным кулаком. А клевета как способ борьбы за место под солнцем возникла задолго до Шекспира, который этот порок детально препарировал. Оболгать, опорочить, сочинить историю... И будь ты трижды само совершенство, клеветник вывернет наизнанку твои добродетели, а уж коль есть за что зацепиться, только держись. Как, сталкиваясь с грязными домыслами в свой адрес, грамотно защитить себя юридически и психологически?


Супруги Олег и Виктория работали вместе в логистическом отделе, новенькая — Марина — в маркетинге. Неустойчивая фигура — любовный треугольник — возникла после шумного корпоратива. Олег закрутил красивый роман на стороне. И Марина решила всеми неправдами заполучить мужчину своей мечты, так как тот не торопился оставлять семью. Страсти накалились, искры летели во все стороны. Кажется, не осталось инстанции, куда бы ни написала Марина, обвиняя свою соперницу в непрофессионализме, несоответствии должности, ужасном моральном облике. Письма руководству и в вышестоящую организацию, в сектор по охране детства управления образования, спорта и туризма администрации района, даже в ЖКХ... Марина была уверена: опорочив Викторию, она добьется того, что Олег уйдет к ней, предложив руку и сердце.

— Начались разбирательства на собраниях, проверки, что зафиксировано документально. Это, конечно, было унизительно для Виктории, ведь изложенные сведения в ее адрес не подтвердились, — рассказывает адвокат Минской областной коллегии адвокатов Зарина Залевская.

Олег признался жене в измене, раскаялся, супругу всячески поддерживал. Любовницу, как мог, пытался образумить. Но для нее не существовало преград, мол, цель оправдывает средства — «действую по большой и чистой любви». Виктория же ситуацию переживала крайне болезненно. И в один момент поняла, что находится на грани нервного срыва, обратилась к неврологу, прошла курс лечения.

— Я предложила своей клиентке подать иск в суд, чтобы защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию, — продолжает Зарина Юрьевна. — Процесс длился более трех месяцев, на суде дали показания немало свидетелей. И так как сведения в адрес молодой женщины были признаны ложными и недостоверными, мы взыскали с ее обидчицы моральный вред в размере 10 млн неденоминированных рублей...

Другая история. Ольгу Л., принципиального человека, профессионала высокого класса, фактически выдавили из коллектива, потому что не пришлась ко двору. Став начальником одного из производственных отделов, она с первых дней потребовала от сотрудников дисциплины и серьезного отношения к делу. А через полторы недели подчиненные (к слову, исключительно женщины) представили служебную записку на имя генерального директора, где подробно расписали все «грехи узурпаторши». Дескать, на работу опаздывает, в большинстве профессиональных вопросов не компетентна, обращается к ним в оскорбительной форме, на рабочем месте занимается решением личных дел и так далее. Документ был составлен жестко, а сообщавшиеся в нем сведения действительно могли привести к увольнению. И после длительных разбирательств Ольге пришлось покинуть рабочее место по соглашению сторон. Но случившееся ее глубоко оскорбило — ведь за плечами несколько высших образований, немалый опыт работы управленцем, хорошие рекомендации, а тут пришлось сдать позиции. И она решила обратиться в суд о защите своей деловой репутации.

Увы, во взыскании морального вреда ей отказали. И хоть служебная записка содержала недостоверные данные, а свидетели — сотрудники других отделов — высказались в пользу Ольги, не удалось доказать распространение сведений, которые повредили ее репутации как профессионала. Однако останавливаться на этом она не желает — намерена обжаловать решение в вышестоящей судебной инстанции...

Был характерный конфликт и в иной плоскости — индивидуальный предприниматель и его недовольный клиент. История такая: молодой человек позвонил в сервисный центр по ремонту мобильных устройств, дескать, сломался смартфон. Ему ответили: приезжайте, проведем диагностику, разберемся. А дальше выяснилось, что ремонт выполнить здесь не смогут — нет необходимого оборудования. Клиент взвился: «Вы мне обещали, что за дела?! Не контора, а беспредел...» Перед ним извинились, но он не успокоился и решил «креативно» взять реванш — смонтировать видеоролик и разместить его в интернете с подписью «Осторожно, мошенники!» с указанием названия компании. Потом отправил информацию в администрацию района, где располагался сервисный центр. В ответ предприниматель подал в суд, защищая свою деловую репутацию. Но и здесь не удалось доказать распространения ложных сведений именно «режиссером–умельцем». В исковых требованиях было отказано.

Последние 5 — 7 лет иски по защите чести, достоинства и деловой репутации рассматриваются у нас в стране нечасто. Хотя один адвокат за полгода может рассмотреть четыре подобные истории, а у другого — ни одной на протяжении десяти лет практики. Почему?

— Прежде всего многие люди боятся огласки. Страна небольшая, да и в общем мир тесен, потому стараются замять дело или, получив извинения со стороны того, кто распускал слухи, успокаиваются, — резюмирует Зарина Залевская. — Имеет значение и специфика такого рода дел. Они достаточно сложны с точки зрения доказательств. Здесь даже приходится прибегать к лингвистической экспертизе. В судебном заседании очень важно выяснить факт распространения опровергаемых сведений. Немало сложностей возникает и при огласке заведомой лжи в интернете.

Какую материальную компенсацию получит пострадавшая сторона? Учитывается тяжесть нравственных переживаний — ощущение унижения, гнетущей несправедливости и факты подорванного здоровья. Причем обращение к врачу или психологу, когда клеветнические нападки привели к проблемам с самочувствием, обострению уже имеющихся хронических заболеваний, должно быть зафиксировано официально. В законе, к слову, не оговаривается предел компенсации морального вреда. На сей день получить от обидчика до 1.000 рублей вполне реально. Но дело, как вы понимаете, даже не в сумме, а в том, чтобы справедливость восторжествовала.

Компетентно

Фото  Сергея  ЛОЗЮКА

Заведующая амбулаторным отделением пограничных состояний № 1 Минского клинического психоневрологического диспансера Елена КОЯН:

— Клевета вырастает из мести и зависти. Мотив, который заставляет прибегать к коварству и лжи, — это конфликт. Желание наказать, получить реванш, ощутить возмездие. То чувство негативной справедливости, резко отрицательное эмоциональное состояние, когда человек не всегда способен осознать последствия своих действий. Как защитить себя от клеветы? Совершенно не допускать столкновений интересов в жизни все–таки невозможно. Однако если бы на уровне школы начали преподавать конфликтологию, многие подобные инциденты даже не возникали бы. Если же вас опорочили и вы чувствуете острую несправедливость, переполняет обида, возмущение, гнев — эти эмоции необходимо отработать, чтобы они не привели к развитию психосоматического заболевания. В такой ситуации важно ощущать помощь и поддержку своего окружения, поделившись переживаниями с семьей и друзьями. В общем, найти свою группу поддержки, чтобы не возникало ощущение «я один, весь мир против меня». Говоря о своих эмоциях, вы раздробите огромный камень негатива на мелкие части, может, даже перемелете его в песок. Станет намного легче.

А тем, кому приходится слышать, как кто–то чернит и порочит другого, я бы посоветовала спросить себя: какова в этом его личная заинтересованность? Не становитесь пешкой в чужой игре. Не слушайте ложь, походящую с виду на правду. Вспомните Геродота, который сказал, что клевета ужасна, ведь жертвой ее становится один, а творят несправедливость двое: тот, кто распространяет ложь, и тот, кто ей верит. В общем, проверяйте свои источники. Не верьте слепо.

mart@sb.by

Советская Белоруссия № 200 (25082). Вторник, 18 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter