Язык танца. Понятно без перевода!

XXI Международный фестиваль современной хореографии расковал не только тело, но и сознание...

XXI Международный фестиваль современной хореографии расковал не только тело, но и сознание. Шведский центр современного искусства Loco Motion представил здесь спектакль Гуниллы Хейборн «А вы счастливы?». Оригинальное название постановки — «Картофельная страна» — организаторам витебского «фэста» пришлось менять в авральном режиме. Трудно было объяснять госпоже Хейборн, что у нашей публики в сознании есть только одна ассоциация с «картофельной страной»... «Но в Швеции тоже выращивают картофель и много едят его, — недоумевала Гунилла. — Почему мы должны менять название? Наша постановка очень шведская. В конце концов, северные страны немного похожи. У нас долгие зимы, серые ландшафты... Я в Витебске провела два дня и нашла много общего между шведами и белорусами: мы все немного угрюмые, молчаливые, закрытые. Но старательные».


Спектакль «Картофельная страна», или «А вы счастливы?», — это не танец, точнее, не совсем танец. Гуниллу Хейборн легко сравнивать с модным шведским кинематографистом Роем Андерссоном: те же неспешность повествования, негромкий юмор и пронизывающие откровения. Семь действующих персонажей спектакля Гуниллы «пересыпают» танцевальные па пространными диалогами: «Ты сегодня пойдешь обедать?» — «Да, я собираюсь пообедать сегодня...» Непредсказуемые танцовщики Гуниллы по ходу действия могут вдруг подойти к микрофону, чтобы исполнить грустную песню, например, «Что такое счастье?» Одна из героинь спектакля пела ее так печально и грустно, как исполняет свою колыбельную Скарлетт Йохансон, — и от беспросветности становится страшно и холодно. Ведь если выдернуть из нашей серо–зеленой биомассы любого человека и задать ему в лоб вопрос: «Чем ты сегодня занимался?» — ответ не будет отличаться оригинальностью. По сути, каждый из нас проживает очень простую жизнь. Ну, например, одна из актрис спектакля произносит неловкий монолог о том, что ее дядя всю жизнь живет на ферме, из года в год он сажает весной картофель, осенью собирает урожай, зимой старательно картофель подъедает. «У него очень простая жизнь», — грустит героиня, молодая девушка с пока необузданной плотью и духом. Она хочет носить яркую одежду, ходить на дискотеки и протестовать, хотя бы показывая неприличные жесты или язык прохожим. В такой развитой стране, как Швеция, — неожиданно бесконечные будни?.. Спектакль «А вы счастливы?» публика, в основном подростки, принимала криками «браво!». Действо длилось полтора часа на английском языке без перевода, но белорусы на лету схватывали каждый нюанс тихого шведского юмора.


Хореограф Гунилла лишена канонических взглядов, скажем, на свою предшественницу в современном танце Биргит Куллберг: г–жа Хейборн не смотрит снизу вверх. «Это все осталось позади и устарело. В нашей лаборатории Loco Motion работают только авангардисты, мыслящие люди, которые пребывают в вечном поиске новых оригинальных идей и форм, — говорит эмансипированная шведка. — Только танцоры, даже очень техничные и профессиональные, мне не интересны. Часто за шикарным торсом не видно содержания. Мне интересен человек, его внутренний мир, поэтому мои спектакли — это всегда синтез жанров, мы называем это арт–перформанс, когда на сцене происходит нечто большее, чем просто танец. Когда я начинала ставить свои первые спектакли, у меня не было средств к существованию. На сегодняшний день я — обеспеченная женщина, ставлю спектакли для детей и взрослых, для телевидения снимаю фильмы о танце, что приносит мне солидные доходы. Смею утверждать, что в Швеции талантливый молодой хореограф всегда сумеет пробиться».


Пока мы исследовали европейские особенности современного танца, конкурсная программа витебского фестиваля вышла на финишную прямую. Напомню, 10 тысяч долларов США составляет призовой фонд IFMC. За два конкурсных дня жюри фестиваля посмотрело 9 одноактных балетов и 19 хореографических миниатюр разнообразной тематики, представленных хореографами из 10 стран мира. Завтра на концерте — закрытии фестиваля народный артист, художественный руководитель белорусского балета и председатель жюри IFMC–2008 Валентин Елизарьев назовет победителей.


Конкурсанты запасаются нюхательной солью...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter