Язык до Минска доведет

Гость «СОЮЗА»— декан истфака МГУ, академик Сергей Карпов

Гость "СОЮЗа"- декан истфака МГУ академик Сергей Карпов

Ученые Беларуси и России приступили к разработке концепции школьного пособия для внеклассного чтения по истории двусторонних отношений. Об этом на недавнем медиафоруме в Минске сообщил Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.


Григорий Алексеевич заметил, что сам он очень аккуратно подходит "к фиксации каких-то незыблемых истин в исторических учебниках", однако считает, что то, что уже "прошло апробацию общественным мнением и наукой, может быть четко зафиксировано, чтобы дать ориентиры молодежи". На эту и другие темы наш обозреватель беседует с деканом исторического факультета МГУ Сергеем Карповым.


- Сергей Павлович, бесспорно, параграф о создании Союзного государства должен присутствовать в учебниках России и Беларуси. Но может быть пойти дальше и написать общий учебник истории?


- Не берусь судить, нужен ли такой учебник, но, думаю, он возможен, поскольку у нас с белорусами гораздо больше точек соприкосновения во взглядах на историю, чем расхождений. Однако не подлежит сомнению и то, что каждое государство имеет право на собственный исторический взгляд. Более того, каждый ученый или коллектив ученых имеет такое право. Возможно, надо идти не столько по пути создания общего учебника, сколько по пути сближения уже существующих, укрепляя и развивая научные и образовательные контакты между нашими государствами. Мы, кстати, на истфаке этим активно занимаемся, взаимодействуя с коллегами из Национальной академии наук Беларуси, с исторического факультета Белорусского госуниверситета, других вузов. У нас с ними прекрасный, дружеский диалог, хотя есть вопросы, на которые мы смотрим по-разному.


- На истфаке МГУ довольно часто проходят мероприятия, посвященные истории Беларуси, Союзному государству. В прошлом году вы открыли кабинет Евразийской интеграции, проводили научные конференции совместно с белорусскими научными центрами, с Постоянным Комитетом Союзного государства, с посольством Беларуси в России, общественными белорусскими организациями. В нынешнем году с лекцией перед аспирантами и студентами истфака выступил советник-посланник Белорусского посольства в Москве. Это явно не случайно.


- Подобная наша активность связана не только с Беларусью, а со многими республиками бывшего Советского Союза. Мы считаем важным тщательно мониторить процессы, происходящие в ближнем зарубежье. Цель: укрепление разнообразных связей - научных, культурных, личностных... Это наше единство. А в единстве, как известно, - сила. С большой грустью мы смотрим на ситуацию в тех новых независимых государствах ближнего зарубежья, где русский язык уходит в небытие, где все меньше знают русскую культуру, все больше ориентируются на дальнее зарубежье. Признавая значение языка как средства постижения культуры народов в целом, мы также прикладываем усилия для того, чтобы обеспечить на нашем факультете преподавание языков титульных народов стран ближнего зарубежья.


- Сергей Павлович, интересно, вы имеете возможность лично наблюдать то, о чем говорите?


- Конечно, приходится много ездить и самому, и моим коллегам. Как развиваются государства СНГ, страны Балтии, видят и наши студенты, аспиранты, когда получают приглашения вузов и научных центров приехать или едут туда для сбора материалов для своих дипломных проектов. Кстати, уже два года наши студенты приглашаются в Баку для выступления перед азербайджанскими ветеранами с концертной программой "Песни военных лет"... С таким же концертом ребята ездили в Брест. Эти контакты стали возможны благодаря тому, что наш факультет первым среди вузов бывшего СССР открыл в 2006 году кафедру истории стран ближнего зарубежья.


- Зачем?


- Стратегические интересы России на этом поле велики. Более того, стратегические интересы бывших союзных республик также лежат в этом поле... Когда государство разделяется, это не означает, что новые страны могут пренебрегать связями, существовавшими столетиями. Скорее, наоборот. Ведь огромное число людей разных национальностей осталось жить на территориях, ранее входивших в состав СССР, образовав там диаспоры. И с ними мы тоже должны поддерживать теснейшие связи. Что исторический факультет и делает, активно и очень эффективно взаимодействуя, прежде всего с национально-культурными автономиями "Белорусы Москвы", "Белорусы России", а также с азербайджанской, армянской, казахстанской и другими диаспорами. Через них восстанавливаются утраченные в 90-е годы связи, завязываются новые контакты между нашими научными сообществами. В таком продуктивном гуманитарном взаимодействии заинтересована каждая страна.


- Сколько белорусских студентов сегодня обучается на истфаке МГУ?


- Сейчас, к сожалению, мало. Но наша стратегия не только в том, чтобы дать образование как можно большему числу студентов из других стран. Она и в том, чтобы давать гражданам России знания о соседях, учить уважать их культуру и обычаи. Наши студенты должны глубоко разбираться в процессах, происходящих в СНГ. В Беларуси - прежде всего. Вот уже семь лет мы преподаем белорусский язык, наши студенты углубленно изучают историю этой замечательной страны. Мы регулярно приглашаем на наши научные мероприятия белорусских ученых, политиков, работников белорусского посольства, общественных деятелей... В нашей библиотеке собрана обширная литература, издаваемая у соседей, а наши научные работы мы стараемся отправлять коллегам в Минск. Да, мы очень хотели бы, чтобы у нас училось больше студентов из стран СНГ. Но для этого необходима система грантов. Российское законодательство, к сожалению, не предусматривает обучение граждан других государств бесплатно.


С белорусскими абитуриентами таких проблем нет, они обладают равными правами с гражданами России, могут поступать на одних с российскими ребятами условиях, а у не прошедших по конкурсу есть возможность обучаться на факультете на договорной основе, то есть возмещая затраты на обучение.


- Белорусский абитуриент тоже должен сдать ЕГЭ?


- Да, ЕГЭ по трем предметам. Единые госэкзамены для белорусов организует министерство образования России, даты, время и площадки для сдачи ЕГЭ можно узнать в приемной комиссии. После ЕГЭ абитуриент сдает дополнительный экзамен по истории у нас в МГУ и с полученными результатами допускается к конкурсу наравне с россиянами. С уровнем подготовки белорусских абитуриентов, как правило, проблем нет, а вот для некоторых ребят, приезжающих из стран СНГ, наши требования порой слишком высоки. Но понизить планку мы, естественно, не можем. Поэтому я и говорю о необходимости системы государственных грантов. Почему в университеты США, Германии, скандинавских стран едут учиться выходцы из Восточной Европы, Азии? Потому что действует система грантов, которая дает возможность практически бесплатно получить образование. Если наше государство заинтересовано в том, чтобы в тех или иных странах работали люди, которые учились в России, а значит, знали, понимали, любили и поддерживали ее, ему стоит подумать о создании системы таких грантов.


- Белорусский студент может рассчитывать на общежитие, стипендию?..


- Разумеется. Общежитие предоставляется всем нуждающимся. Выдержав конкурс и поступив в МГУ, гражданин Беларуси получает такую же стипендию, как и российский студент.


- Скажите, в каких государственных или частных структурах ждут ваших выпускников, изучивших историю Беларуси и даже белорусский язык?


- Межгосударственные связи России и Беларуси развиваются, и потребность в соответствующих специалистах, консультантах, аналитиках неуклонно растет. Наши выпускники могут работать или уже работают в российском посольстве, в Россотрудничестве, в Администрации Президента, Министерстве иностранных дел, в образовательных и научных учреждениях. Некоторые продолжают образование в аспирантуре. Но где бы они ни работали, важно то, что они как профессионалы были взращены на уважении к истории и культуре Беларуси.


- Сергей Павлович, на ваш взгляд, существует сегодня что-то такое, что мешает успешному строительству Союзного государства?


- По большому счету, ничто не мешает. Если и есть некие препоны, то они относятся скорее к конкретным проблемам экономики, к распределению собственности. Не всегда совпадают интересы бизнес-элит. Не всегда корректно оценивается прессой текущее состояние нашего союза, его цели и задачи. Не всегда хватает терпения, уважения к мнению и позиции партнера. Сегодня нужно понимать: комплекс "старшего/младшего брата" в прошлом. Его сменят равенство, сотрудничество, взаимные интересы. А еще - принадлежность к общим истокам нашей цивилизации. При таком подходе большая часть проблем исчезнет сама собой.


- И все же это больше экономическая сторона вопроса. А что вы думаете о политической составляющей союза?


- Без политической воли никакая интеграция невозможна. Геополитические интересы партнеров должны не просто быть четко обозначены, но и совпадать в своей основе. Я надеюсь, процесс будет развиваться в этом направлении, поскольку проблема сближения выходит далеко за рамки отношений между отдельными руководителями и политическими силами, она затрагивает глубинные стратегические интересы двух государств, отражает дружбу и братство наших народов. Когда большая экономическая и геополитическая гармонизация будет достигнута, а политические элиты и народы обеих стран это увидят, станет гораздо проще и эффективнее строить наши отношения.


Досье "СОЮЗА"


Карпов Сергей Павлович родился 1 января 1948 года в Ставрополе.


Доктор исторических наук, академик РАН. Декан исторического факультета МГУ, заведующий кафедрой истории средних веков. Заслуженный профессор, лауреат премий: Государственной (1996) и Ломоносовской I степени (1992), удостоен золотой медали РАН им. С.М. Соловьева (2009). Научные интересы: средневековая история Италии, Причерноморья и Византии, средневековая археография и дипломатика, экономическая история Средиземноморья XIII-XV веков.


Александр Бушев


bush@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости