Язык до конечной довезет

"Вниманию пассажиров! На линии работает контроль, а в салоне - карманник", - объявил в микрофон водитель бобруйского городского автобуса N 8.
"Вниманию пассажиров! На линии работает контроль, а в салоне - карманник", - объявил в микрофон водитель бобруйского городского автобуса N 8. Вообще-то сообщение о "карманнике" он, конечно, добавил от себя. А вот информацию о правилах поведения в общественном транспорте и порядке оплаты за проезд теперь каждый бобруйский водитель доносить до пассажиров просто обязан.

Недавно в автопарке N 2 был разработан специальный "разговорник", без которого ни один водитель в рейс не отправляется.

- Это дает возможность пассажирам почувствовать, что в салоне есть человек, который о них заботится, - считает директор автопарка Винатолий Гетко. - К тому же, призывая других быть вежливыми, водитель и на себя берет такое же обязательство.

Бобруйчане - люди требовательные. Стоит автобусу задержаться на 5 - 10 минут, тут же звонят в диспетчерскую. До недавнего времени звонили по нескольку раз в день, жаловались на грубость водителей. После введения "разговорника" количество жалоб резко сократилось, но и сейчас недовольные остались. Кто-то после тяжелого рабочего дня по дороге домой хочет "слушать тишину", а водитель говорит, не закрывая рта. Другим, напротив, попадаются водители-молчуны.

А вот бобруйские контролеры теперь не только "ловят зайцев", но и следят за тем, чтобы водители пользовались "разговорниками".

В течение месяца на "молчунов" было составлено 14 рапортов. Правда, молчат водители по разным причинам. Некоторые стесняются "работать дикторами". Пожилым водителям, у которых начала развиваться дальнозоркость, неудобно на каждой остановке надевать, а потом снимать очки. Есть те, кто заикается, у кого плохая дикция. Работает в автопарке и человек, который не пользуется "разговорником" из принципа, - на него уже составлен не один рапорт. Рапорт - не просто бумажка. За ним следует вызов на дисциплинарную комиссию парка и взыскание, а значит, потеря материальной помощи к отпуску.

Но большинству работников автопарка "разговорники" пришлись по душе - многие даже пытаются усовершенствовать тексты объявлений.

Недавно один водитель, задумавшись, забыл про "разговорник", а когда приехал на конечную остановку, вдруг вспомнил и прочитал входящим пассажирам сразу все 16 его пунктов. "Оратор" бобруйчанам понравился, звонили в диспетчерскую, благодарили. В адрес экипажа автобуса N 6 поступила благодарность от работников местного горисполкома: водители "шестерки" уже помнят тексты наизусть. Разговорчивых водителей пассажиры знают в лицо, стараются садиться именно в "их" автобусы.

Меньше стало нареканий и на работу кондукторов. В "вежливых" автобусах им невольно приходится сдерживать эмоции.

По словам директора автопарка Винатолия Гетко, предприятию трудно конкурировать с владельцами частных автобусов. В автопарке трудное финансовое положение и машины, "отдающие богу душу". Вот и приходится выдумывать разные приемы, чтобы хотя бы в культуре обслуживания не уступать частнику.

Официально "разговорник" для водителей называется так: "Текст объявлений для пассажиров водителями автобусов на городских маршрутах". Есть в тексте и телефоны автопарка, по которым можно внести свои замечания и предложения.

В ближайшее время в бобруйских автобусах можно будет слушать и рекламные объявления. Подсчитано, что в среднем за восьмичасовую смену каждый автобус перевозит по 2 тысячи пассажиров, - вот какая аудитория!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter