Язва за 300 долларов

В поисках легких денег житель Могилева оказался в рабствеВсе началось с рокового объявления, приклеенного на одной из автобусных остановок Могилева. Хотя в жизни 45-летнего Андрея оно появилось чуть позже. Вначале наступило безденежье. Поэтому, чтобы поправить свое материальное положение, ему срочно была нужна работа. А тут такая удача — спасительная бумажка с телефонами, предлагающая достойную работу и зарплату. Эх, знать бы как оно обернется дальше.

Подойдя поближе, Андрей внимательно прочитал текст. В объявлении говорилось, что требуются мужчины для земляных работ на территории России. Трехразовое питание и жилье гарантированы. “А почему бы и нет? Вот и пригодится моя строительная специальность. Деньжат заработаю по-быстрому и вернусь.” — мелькнула мысль. Он оторвал корешок с номером телефона, и через несколько минут уже звонил работодателю, чтобы выяснить подробности. Оказалось, что автобус с желающими подзаработать отправляется через три дня. Платить за билет не надо, мол, деньги высчитают потом с зарплаты. Жить они будут в хороших плацкартных вагонах, а работа связана с железной дорогой. Надо было очищать железнодорожное полотно от мусора. За все 300 долларов в месяц.
В условленном месте собралось около 50 человек. В восемь вечера “рекруты” отправились за “длинным” рублем. Утром команда была на месте. Их выгрузили на станции Кудринская Брянской области. Кругом леса и топи, одним словом, глухомань.
В тупике железнодорожных путей, окруженное болотами, находилось и жилье. Правда, не плацкарт, а добитые товарные вагоны. С десяток рабочих молча развернулись в обратном направлении и отправились домой, остальные набросились с претензиями на посредника, который представился Юрием. Он воспринял бунт спокойно. Видимо, такое происходило не в первый раз. Эту публику аферист успел изучить хорошо и прекрасно знал, что делать в таких ситуациях. Главное, чтобы с помощью обещаний подольше продержать людей на работе, максимально использовать бесплатную рабсилу, ведь от этого как-никак напрямую зависела и его прибыль как поставщика “живого” товара. Правда, возмущенные рабочие не догадывались об этих мыслях нанимателя. Некоторых терзали смутные сомнения, но с пролетарским упорством они старались заглушить внутренний голос. То же происходило и с Андреем. Развернуться и уехать обратно мешало полное отсутствие денежных средств. Хотя при желании не надо много ума, чтобы добраться домой на электричках и попутках. Но обещанный заработок мешал дать задний ход, и верить в худшее не хотелось.
Тем более что Юра пообещал исправить ситуацию. А чуть позже подвезли доски, и рабочий люд с энтузиазмом принялся сколачивать себе нары. В первый день их не кормили. Наутро дали по стакану сладковатой жидкости с благородным названием “чай” и один батон на четверых, объяснив, что это временные трудности. Люди утоляли голод заранее прихваченными из дому продуктами.
Зато работы было сполна, хватило всем с лихвой. После “чаепития” им раздали оранжевые жилетки, и повели на работу. Она заключалась в выкорчевывании старых пней и деревьев вокруг железнодорожной насыпи. В обед дали перловую кашу на воде. А вечером пообещали побаловать работяг и хлебом. Закончился двенадцатичасовой рабочий день ужином. Та же каша, но с обещанной четвертинкой черного хлеба. На возмущенные возгласы Юрий спокойно отвечал, что скоро все наладится.
Перемены к “лучшему” не заставили себя долго ждать. В течение десяти дней трудящимся выдали матрасы: один на двоих. У многих терпение лопнуло окончательно и они, набравшись смелости, стали требовать расчет. Какой прозвучал ответ, догадаться нетрудно: “денег пока нет и, скорее всего, в ближайшее время не будет”. Поняв, что их надули, часть людей уехала домой. Вскоре на их место привезли других.
Примерно через месяц “накормленных” обещаниями гастарбайтеров перебросили в Подмосковье на Раменское направление. Место жительства осталось с прежним “комфортом”, кормежка тоже не изменилась, денег не дали. А люди продолжали с непонятным упрямством работать на новом месте, хотя силой их никто не держал. Что ими двигало — загадка. Но так называемые работодатели, видимо, ее разгадали. Они эксплуатировали рабочих как хотели, совершенно бесплатно, воплощая в жизнь известный принцип строителей коммунизма: “от каждого по способностям — каждому по потребностям”. Разделенными на группы гастарбайтерами командовали бригадиры. Помимо этого за каждой бригадой наблюдал надсмотрщик. Прямо как на колониальной плантации. Если кто-то присел покурить, он подбегал к человеку и начинал его оскорблять: “Давай, работай, быдло, а то ничего не получишь!”
Тяжелый физический труд и скудная кормежка заставляли людей лазить по помойкам в поисках еды. А расчет все откладывался и откладывался. Некоторые соглашались, чтобы им дали денег хотя бы на обратную дорогу, и, получив необходимые копейки на билет, несолоно хлебавши, уезжали. Андрей с несколькими трудолюбивыми упрямцами решил ждать до конца. Возвращаться домой без денег не хотелось. Они стали называть себя “стариками” и втайне надеялись, что посредник сжалится и хотя бы терпеливых “стариков” рассчитает. Тем более что Юрий обнадеживающе объявил об окончании объема работ и скором  расчете. Даже заключил договора с людьми, правда, в одном экземпляре.
Так закончился еще один месяц. А потом всю бригаду перебросили в Калужскую область в город Воротынск. Добирались туда около двух недель. Дорогой почти не кормили. Измученные рабочие во время остановок совершали набеги на близлежащие огороды. Выручали яблоки, ягоды, сливы. У многих с желудками творилось невообразимое, учитывая антисанитарию, и прочие “прелести” трудоустройства. Зарплату им выплатили очередной порцией обещаний. Даже так называемым “старикам”, отработавшим по два месяца.
На новом месте работы к гастарбайтерам стала предъявлять претензии местная милиция, требовавшая регистрации. Выслушав жалобы рабочих, что они ждут расчета, милиционеры объяснили, что их обманули и используют как рабов. И платить им никто не собирается, никаких данных на работодателей даже милиция собрать не может. В очередной раз возмущенные работяги предъявили претензии посреднику и поставили условие, что без расчета на работу не выйдут. Юра все так же спокойно ответил, что кто не работает, тот не ест. И опять началось все по новой. Работа, милицейские проверки, товарный вагон. Милиция пригрозила депортацией из страны, так как в городе становилось неспокойно, и увеличилось число мелких преступлений.
И тут свершилось! В конце августа привезли расчет. Около 20 человек получили около трети от обещанной суммы. Андрею и остальным (примерно 60 человек) дали на дорогу по тысяче российских рублей, пообещав полностью рассчитать в Беларуси в конце сентября. Некоторые ждут расчета и по сей день. Андрей же благополучно вернулся в Могилев, правда, в качестве аванса он привез не деньги, а заработанную в адских бытовых условиях язву двенадцатиперстной кишки.

  КОММЕНТАРИЙ:

— В таких ситуациях во многом всему виной неосведомленность и наивность людей, — говорит председатель Могилевской областной организации белорусского Общества Красного Креста (БОКК) Андрей Никитин. — Как некоторые рыбаки ходят ловить рыбу на противоположный берег водоема, так и эти люди пытаются заработать в другой стране. Думают, что “хорошо там, где нас нет”. Герой этой истории имеет строительную специальность. А ведь строители в Беларуси сейчас очень востребованы и зарплаты достойные и выплачиваются вовремя.
Наша организация помогла Андрею с лечением, он прошел тренинг эффективного поиска работы. При помощи представительства в Беларуси Международной организации по миграции (МОМ), месяц стажировался по специальности на одном из строительных предприятий Могилева. Показал себя хорошим специалистом и сейчас продолжает трудиться в этой же структуре.
Я посоветовал бы желающим быстро и просто подзаработать в другой стране, учитывать тот фактор, что только в своем государстве они могут реализовать все права и быть в этом смысле законодательно защищены. И еще, взрослым людям надо более вдумчиво принимать решения.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter