Будни сельского участкового милиции

Язинского каждый знает

Когда-нибудь старший участковый инспектор Вилейского РОВД Вадим Язинский напишет книгу. За 25 лет службы у него накопились сотни историй о человеческой жадности, глупости, разгильдяйстве и других пороках. Но пока есть задачи поважнее. Под его присмотром — 48 населенных пунктов Людвиновского и Ильянского сельских Советов и 2335 человек. 

Михаил Буто подробно рассказывает участковому о своей беде: кто-то украл у него более 60 килограммов меда.

Вместе с председателем Людвиновского сельского исполкома Натальей Шевелевой и Вадимом Язинским мы пьем чай в деревне Людвиново и говорим о местном быте. Людвиновский сельсовет по-своему уникален, но в то же время очень похож на сотни других. Особенность — две реки, которые протекают по его территории, соединяются здесь же. Красиво. Но местному участковому любоваться красотами особо некогда. 

Вадим Николаевич родился в этих местах, тут же окончил школу. После было несколько попыток поступить в милицейские учебные заведения, но судьба распоряжалась иначе, и молодой человек отправился служить в армию. А после вернулся на родину и стал участковым инспектором милиции. На своем участке работает уже 25 лет. 

— Знаете, нам без участкового здесь не обойтись, — говорит Наталья Шевелева. — Мы проводим совместные рейды, мониторинги печного отопления, к примеру. Да и по другим вопросам сотрудничаем. Каждую неделю встречаемся в сельском Совете и обсуждаем, что произошло за это время. 

А произойти может все что угодно. Приходилось даже применять оружие. Вадим Николаевич рассказывает, как пару лет назад ему поступило сообщение о том, что в Вилейке угнали «Ауди 80». По информации оперативников, машина может двигаться по его участку. 

— Стою на перекрестке на своей личной машине на второстепенной дороге. И вдруг вижу: выезжает та самая «Ауди» на другую второстепенную. И останавливается. Дальше ехать не может — там грузовики потоком. 
Я подхожу, делаю ему знак жезлом, а он в ответ отрицательно машет головой, мол, не возьмешь. Я предупредительный вверх, второй — в машину. Он начал удирать. Я за ним. Догнал. Как выяснилось позже, машину эту заказали для угона из Вилейки. 
За разговорами подъезжаем к магазину в деревне Терешки. Это крайняя деревня участка Язинского, дальше уже начинается Мядельский район. Заходим в местный магазин. 

— Здравствуйте, девочки! 

Вадима Николаевича пенсионерки в магазине встречают с улыбками. Любят, помнят и всегда рады. Кому-то он помог наставить на правильный путь невестку, любившую выпить и оставлявшую без присмотра своего сына, чьему-то родственнику посодействовал в устройстве на работу после освобождения из колонии. Да и в соседнем магазине тоже как-то был интересный случай. 

— Несколько лет назад мне на мобильный телефон звонит дежурный. На 102 поступило сообщение о том, что местный житель, который живет возле магазина, услышал там какой-то странный стук. Собрался, поехал на личной машине (служебной тогда не было). Подхожу к магазину — замок на месте. Раньше деревенские магазины были не такие, как сейчас, с железными дверями, а с деревянными и решеткой. И я смотрю: шурупы выкручены, а металлическая решетка лежит внутри. Понял, что что-то не так. Вызвал следственно-оперативную группу. Через 10 минут подхожу снова к магазину — дверь уже нараспашку. 

Ограбление магазина могло бы превратиться в нераскрытое дело, если бы не доверие к участковому со стороны местных жителей. 

— Через три недели после того случая еду на авторынок в Минск по личным делам. Звонит жена и говорит: тут пришел босой мужчина из соседней деревни и ищет тебя. Оказалось, к этому человеку в гости зашел знакомый с целой сумкой спиртного и сигарет. Он, помня, что я ему рассказал про магазин, сразу понял, что к чему. Посадил вора чистить картошку к столу и побежал в соседнюю деревню будто бы к родственнице за салом. А сам быстро ко мне. Я из Минска позвонил в уголовный розыск, и, пока возвращался, преступника уже задержали, он сознался. 

Раскрывать преступления Язинскому приходится почти каждый день. Скоро делать это будет проще. В некоторых деревнях уже начали проводить оптоволокно. Сельчане активно интересуются установкой системы умного дома. Она будет следить за тем, что происходит в доме во время отсутствия хозяина. 

У Михася, Васильева сына, как он сам себя называет, умного дома нет. Зато есть пчелы. Во время нашего рейда он звонит на личный мобильный участкового: 

— Беда, Николаевич! Украли мед. Кто украл? Да как бы я знал, руки бы поотрывал. 

Едем в деревню Гедевичи на улицу Красивую. У пенсионера около 15 ульев. Вор украл из них около 60 килограммов меда. В том, что они там были, пенсионер уверен на сто процентов. Буквально вчера смотрел, проверял. В выходные должны приехать дети из города, хотел к бане достать. Но в пятницу смотрит — меда нет. Учитывая, что килограмм меда стоит 17 рублей, эта пропажа серьезно ударила по кошельку Михаила Васильевича. Проведя опрос, участковый вызывает следственно-оперативную группу. В это время ему поступает на мобильный еще один звонок. Несовершеннолетняя местная жительница плачет навзрыд — в семье большой скандал, в ход идут кулаки и ножи. Приедьте, пожалуйста. До этой деревни — 25 километров. Не поехать Язинский не мог. А как же следственно-оперативная группа? Нельзя терять время, говорит участковый и скрывается за поворотом. 

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter