Удача — дама капризная

Язь-рекордсмен

Поскольку наиболее значительную часть своего летнего пребывания на усадьбе в тихом озерном уголке Браславщины я провожу на рыбалке, то немудрено, что именно тогда попадаются любопытные наблюдения и происшествия, которыми потом делюсь с читателями. Итоги сезона я подведу в более обстоятельном рассказе, а сейчас поведаю, так сказать, о промежуточной удаче. Удаче, за которой давно охотился, а пришла она, как всегда бывает, неожиданно…

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

В здешних местах знают, что самых крупных линей на нашем озере в два килограмма шестьсот граммов и три килограмма сто граммов в свое время поймал именно я. Скажу прямо: к такому рекорду за прошедшие годы никто не подобрался и близко. Но что скрывать, я сам надеялся поймать еще более крупную рыбу. Ну как сказать, не надеялся… Где-то в глубине души, скорее, мечтал о такой схватке с монстром. Недаром все мои снасти приспособлены именно под поимку крупной рыбы. Так вот удача эта пришла ко мне самым неожиданным образом.

Вы все помните, что часть июня и почти весь июль стояла жара. Вода в озере нагрелась, и крупная рыба ушла на глубину, где больше кислорода, и ожидала лучших времен для добычи пропитания. Поймать можно было лишь так называемую верховодку или уклейку. Но кому нужна эта мелочь…

Перестал ловиться даже небольшой подлещик, которого в нашем озере много, и он вполне годится для любителей, которых немало среди моих знакомых.

Я задумался… В реках вода не такая теплая, как в озерах, но и там крупная рыба стояла в ямах. В ближайшей речке Друйке, которая протекает между озерами, соединяя их в большую цепь, таких мест немало. Но я их не знаю. И потому поехал к известному в округе браконьеру, который получил срок за незаконный лов во время нереста. Срок у него, правда, был условный, а штраф Сергей продолжал выплачивать. Похоже, человек перевоспитался. Я знал о слабости мужчины к крепким напиткам, потому прихватил с собой гостинец. Разговорились. Он сел ко мне в машину, и мы отправились к тому месту, где, по словам знатока, всегда стояла приличная рыба. Там река делает достаточно крутой поворот и как бы подмывает более высокий берег. Я хорошо запомнил это место и отправился готовиться к завтрашней рыбалке. Наварил гороха с перловкой, добавил туда картофеля. Уже убедился, что это любимое лакомство многих видов рыб.

Утро выдалось теплым. Солнце пыталось поскорее убрать росу с трав, но дышалось еще свежо и приятно. Я расставил несколько удочек по краям того места, которое мне показал Сергей, а на середину забросил удочку с крупным червяком на большом крючке. Стал ожидать…

Я умею наслаждаться рыбалкой, даже когда нет клева и ничего не ловится. Нельзя не восхищаться стоящей вокруг тишиной, которую пытаются разбудить своим пением птицы. Над водой дурачатся стрекозы. Их время!

Вскоре попался крупный подлещик. Следом — не менее солидный окунь. Казалось, вот-вот попадется что-то еще более серьезное, то, за чем я сюда и приехал. Не тут-то было. Спустя время клев вообще прекратился. Солнце поднималось выше, и я подумал, не искупаться ли в реке. В нашем озере вода была слишком теплой, не привлекала. Сбросил шорты, но в этот момент поплавок начал мягко уходить под воду. «Небось, мелочь какая-нибудь», — подумал я, но за удилище взялся. Вначале показалось, что крючок зацепился за какое-то полено, и я мысленно успел обругать Сергея за такую провокацию. Но тут же взял свои слова обратно… Понял, что не зря сегодня потратил силы на эту рыбалку, даже если не удастся вытащить на берег добычу. Трудновато было приподнять рыбину. Только у самого берега она перестала, наконец, сопротивляться и на удивление мирно вошла в ожидавший ее подсачик. Не сразу понял, что это за рыба. Похожа на плотву, но не такого же размера! Жерех? Присмотревшись, понял, что это язь. Рыба эта речная, в озерах попадается редко, разве что задержится после нереста. Несколько экземпляров за лето мне обычно встречаются, но гораздо более скромных размеров. Весов у меня с собой, конечно, не было, но и на глаз я определяю достаточно точно. Так вот этот красавец был явно более трех килограммов весом. Сейчас он продолжал буянить в садке, а я от души любовался своей редкой добычей. Знаю, что рыба эта очень костлявая и не особенно вкусная. Что же с ней делать? Раздумывал недолго. Полюбовался еще пару мгновений и вернул обратно в реку. Язь этот молодец: столько испытаний вынес в своей подводной жизни, раз смог вырасти до подобных размеров. Было бы несправедливо дать ему погибнуть от одной нечаянной оплошности.

Вечером позвонил своему земляку из Бобруйска Виктору Шимановскому, живущему ныне в Бресте, и переслал ему фотографии своей утренней добычи. Когда-то мы вместе играли с ним в молодежной сборной города по футболу. Он заядлый рыбак и тоже недавно вышел на пенсию. Приятель поздравил меня с удачей и обронил:

— Я тоже таких красавцев вылавливал… Но мы дожили до той самой поры, когда не только знаешь цену красоте, но и умеешь ее сохранить.

Я задумался над его словами. Что-то в этом есть. Подумайте и вы…

Через три дня я снова приехал рыбачить на это место. Но ничего, кроме пары плотвиц и кучки небольших окуньков, мне не попалось. Такое дело эта рыбалка. Удача — дама капризная. Но свой рекорд я теперь знаю…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.