Яйцо выводит на республиканский пьедестал и прибыль

НА КОМАРОВСКОМ рынке в Минске к витрине, где продают куриные яйца ОАО «Пицефабрика «Оршанская», очередь. — Я беру яйца только этой птицефабрики, — говорит жительница столицы Зоя Разванова. — Они всегда свежие, не боишься, что принесешь домой негодный продукт. Доверие покупателей, что и говорить, дорогого стоит. — Всегда ли столь лестно отзываются о вашей продукции? — интересуемся у директора предприятия Анатолия ПАШКЕВИЧА (на снимке). — Нареканий от потребителей не имеем, — отвечает Анатолий Анатольевич. — Коллектив работает так, чтобы радовать людей хорошей продукцией.

Финансовые перспективы на Оршанской птицефабрике во многом зависят от активного развития своей фирменной торговли.

НА КОМАРОВСКОМ рынке в Минске к витрине, где продают куриные яйца ОАО «Пицефабрика «Оршанская», очередь. — Я беру яйца только этой птицефабрики, — говорит жительница столицы Зоя Разванова. — Они всегда свежие, не боишься, что принесешь домой негодный продукт. Доверие покупателей, что и говорить, дорогого стоит. — Всегда ли столь лестно отзываются о вашей продукции? — интересуемся у директора предприятия Анатолия ПАШКЕВИЧА (на снимке). — Нареканий от потребителей не имеем, — отвечает Анатолий Анатольевич. — Коллектив работает так, чтобы радовать людей хорошей продукцией.

Коллекция наград

2010-й был для предприятия не простым. Как отметил директор, год потребовал от коллектива оперативного ответа на целый ряд вызовов. В итоге удалось не только справиться со всеми трудностями, но и прибавить в работе.

В 2010 году предприятие и его лучшие работники были удостоены наград: Почетной грамоты и переходящего знамени в районном соревновании за победу среди коллективов агропромышленного комплекса в животноводстве, грамоты за достижение высоких результатов в птицеводстве. Именную премию Минсельхозпрода по итогам республиканского соревнования получил главный инженер предприятия Егор Баранкевич. Лучшей среди операторов машинного доения страны признана Галина Макаревич, она награждена медалью «За трудовые заслуги».

Производственные показатели предприятия за минувший год значительно выросли. Прирост валовой продукции составил 8,1 процента, что соответствует республиканскому уровню по АПК.

Достижения ОАО «Птицефабрика «Оршанская»:

— шестое место в республике по валовому производству куриных яиц;

— третье место в Витебской области по группе хозяйств, обеспечивающих самый высокий годовой удой молока от одной коровы;

— первое место в республике по яйценоскости и расходу кормов на 1000 штук яиц.

Несушки-ударницы

Основная продукция фабрики — куриное яйцо. В 2010 году его производство составило 138,7 млн. штук — плюс 18 млн. штук к предыдущему году, или 115 процентов к плану. В расчете на одну курицу-несушку получено 325 яиц, что на 13,4 штуки больше уровня предыдущего года. Производство яйца в целом по предприятию за год принесло прибыль в 1 миллиард рублей при рентабельности 3,98 процента.

Здесь уместно заметить, что по итогам работы птицеводческих организаций республики яичного направления предприятие разделило первое место по показателям яйценоскости и расхода кормов на 1000 штук яиц с Солигорской птицефабрикой. Для сравнения: в среднем по республике яйценоскость составила 310,7 штуки, расход кормов — 141 кормовая единица.

Цып-цып, цыпленочек

Прежде чем курица снесет долгожданное яйцо, хоть и не золотое, как в сказке, а простое, самое что ни на есть обыкновенное, эту несушку надо вырастить. А вырастает она из цыпленка. Так вот, в прошлом году птицефабрика закупила 570 тысяч голов суточных цыплят на 1,2 миллиарда рублей. Одновременно на предприятии выращено и переведено во взрослое стадо 525 тысяч голов молодняка кур-несушек. Валовой привес молодняка составил 753 тонны, среднесуточный — 8,84 грамма. Расход корма на центнер привеса — 611,3 кормоединицы.

Впрочем, с комплектацией молодняка не все так просто. Дело в том, что закупать цыплят приходится на нескольких предприятиях. Велик риск занесения различных болезней, так что ветеринарной службе приходится держать ухо востро.

Зерно и молоко

В период реформирования агропромышленного комплекса к птицефабрике присоединили одно из здешних хозяйств. Теперь на землях бывшего хозяйства птицефабрика выращивает пятую часть зерна от своей годовой потребности и производит молоко.

Что касается зерна, то с каждого гектара в прошлом году его было намолочено по 37 центнеров, валовой сбор составил 2361 тонну. Цифры, в общем-то, неплохие, но они не удовлетворяют руководство предприятия. Поэтому уже в нынешнем году здесь поставили задачу выйти на урожайность в 55 центнеров зерна с гектара. Естественно, вырастет и валовой сбор. По предварительным подсчетам, он составит 3271 тонну.

А вот производство животноводческой продукции солидно выглядит даже на республиканском уровне. Судите сами: в сельхозотделении трудятся 26 человек, из них четыре доярки, которые обслуживают 110 коров. При норме 33 коровы на доярку женщины обслуживают по 36—37 коров.

2011-й: 1-й квартал

На фабрике получено 44337,5 штуки яиц, рост к соответствующему периоду прошлого года составил 16,2 процента. Надоено 162,1 тонны молока — на 0,7 процента больше, чем в январе—марте 2010 года. Выращено скота и птицы, в том числе КРС, в количестве 13,1 тонны, что составляет 103,1 процента к уровню предыдущего года.

Производство молока за отчетный период достигло 753 тонны, что на 76,6 тонны выше уровня прошлого года. Удой на одну фуражную корову составил 7172 килограмма молока, что больше показателя прошлого года на 729 килограммов. Реализовано 689 тонн молока жирностью 3,8 процента. Высшим сортом в зачет пошло 93,3 процента.

За год получено также 49 тонн привеса крупного рогатого скота. Растелилось 189 коров, получено 187 телят. Ну чем, скажите, не результаты?

Меланж — новый продукт

Вернемся, однако, к птицеводству. На предприятии есть цех углубленной переработки яйца. Здесь занимаются производством яйцепродуктов — меланжа и яичного порошка. Их потребители — мясокомбинаты, хлебозаводы, жировые комбинаты, кондитерские фабрики. В 2010 году было произведено 142 тонны яичного порошка и 87 тонн меланжа. Меланж для предприятия является новым продуктом, его производство и розлив как раз и были налажены в прошлом году. Выручка от реализации по цеху составила 2076 миллионов рублей.

Наряду с производством этих видов изделий перед коллективом фабрики встали задачи устойчивой их реализации через розничную торговую сеть, разработки упаковки, определения оптимальной фасовки. Все это позволит сделать яичный порошок и меланж более востребованными на рынке, приблизит их к потребителю.

Не только яйца, но и мясо

На фабрике есть также цех углубленной переработки мяса птицы. Вообще-то, это как бы второстепенное производство, ведь фабрика специализируется на яйце, а не на бройлерах. Но курица несет яйца не до бесконечности, наступает время, когда она полностью расходует свой ресурс, после чего ее используют на мясо.

Производство мясных изделий к предыдущему году составило 91,7 процента.

Для того чтобы цех вышел на рентабельную работу, необходимо заменить старое изношенное оборудование, реконструировать и модернизировать помещения, увеличить объемы производства, расширить ассортимент выпускаемой продукции. Уже в этом году здесь планируют запустить термокамеры, инъектор, мясомассажер, которые необходимы для приготовления копченых кур. В связи со снижением цен на мясо механической обвалки и его высокой себестоимостью ведется разработка новых рецептур и видов фарша как более конкурентоспособного продукта. Так что некоторое снижение выпуска мясных изделий — дело временное, за ним обязательно наступит подъем.

Сегодня товар — завтра деньги

Успех предприятия в значительной мере зависит от состояния фирменной торговли. Ее товарооборот неизменно растет из года в год. Открываются новые торговые точки, совершенствуется система торговли. В феврале 2010 года была открыта, к примеру, очередная торговая точка — ларек «Элоиз» в Орше. В итоге появились дополнительные 29 миллионов рублей выручки. Общий же товарооборот по фирменной торговой сети за 2010 год составил 6,1 миллиарда рублей, рост — 103 процента. Всего за прошлый год через фирменную торговлю реализовано 14,4 миллиона штук яиц, или 10,4 процента от общего количества.

Фирменная торговля, подчеркивают на предприятии, будет расширяться и дальше. Ее привлекательность состоит в том, что от реализации продукции деньги у фабрики есть уже на следующий день. Предприятия же торговли за отпущенное яйцо рассчитываются зачастую с опозданием. Поэтому для расширения своих финансовых возможностей птицефабрика планирует открыть еще одну торговую точку в Ореховске и приобрести автомагазин.

Сэкономили на электроэнергии

Огромную роль в эффективной работе предприятия играет энергосбережение. Для надежного и бесперебойного функционирования электрохозяйства на фабрике проведен перевод птичников на 1-ю категорию надежности, то есть установлены АВР (автоматическое включение резерва). Для снижения затрат на единицу продукции осуществлена реконструкция двух птичников — № 2 и № 3 — с заменой клеточного оборудования для содержания кур-несушек, установкой энергосберегающих светильников и новой системой вентиляции. Экономия электроэнергии по году составила 113 тысяч кВт/час.

Новоселов прибавляется

Успешная работа предприятия позволяет ему целенаправленно решать социальные задачи. Так, к имеющимся на балансе фабрики 27 жилым домам добавился еще один, 48-квартирный. Сегодня общее количество квартир составляет 131.

Важным аспектом, определяющим уровень и качество жизни работников предприятия, является размер среднемесячной заработной платы. В 2010 году она составила 943,8 тысячи рублей против 736 тысяч рублей в 2009-м (рост 128 процентов). При этом производительность труда на одного работающего составила 69 миллионов рублей, в прошлом году — 62,8 миллиона.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Фото автора

СПРАВКА

В 2010 году птицефабрика реализовала 139 миллионов штук яиц. Внутри республики продано 84 миллиона штук. Реализация продукции осуществлялась в основном в Минской, Витебской и Могилевской областях. Оставшаяся часть произведенного яйца (39 процентов) пошла на экспорт, в основном в Россию и Казахстан. Получено 3,2 миллиона долларов США.

В том же году птицефабрика приобретала продукцию иностранных предприятий за рубежом. Так, импорт в денежном выражении составил 414 тысяч долларов. Ввозились такие товары, как клеточное оборудование, ракушка и тара под яйцо. В итоге предприятие имеет положительное сальдо внешней торговли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter