Яйцо курицу не учит?

Кого нужно воспитывать в первую очередь: детей или взрослых?
Кого нужно воспитывать в первую очередь: детей или взрослых?

«С наступлением теплых дней хочется отдохнуть на природе, желательно у водоема. Но места, более или менее пригодные для плавания, оккупированы подростками, которые ведут себя, мягко говоря, некультурно. На днях я три часа провел на пляже и заработал сильнейшую головную боль и бессонницу. Этим я обязан компании детей в возрасте 10 — 15 лет, которые веселились, что называется, на полную катушку. Глядя на них, можно было подумать, что они сбежали из сумасшедшего дома. Мало того, что они три часа визжали, простите, как поросята, так еще периодически демонстрировали глубокие познания в области секса и ненормативной лексики. Я не выдержал и съездил домой за видеокамерой, но ее вид только раззадорил подростков. Бедные учителя! Представляю, как им «весело» работать с таким контингентом. И еще. Я ни разу не был свидетелем, чтобы хоть один взрослый сделал замечание подросткам по поводу их безобразного поведения в общественном месте. Неужели всем все равно?»
Борис ФРАНЦЕВ, Гродно.

Вместо комментария

Поругать молодежь за грубость, хамство, бестактность считает долгом едва ли не каждый второй. И ведь сказать, что полностью не прав, например, Борис Францев с его пляжными наблюдениями, значит, душой покривить. Есть доля истины и в словах гомельчанки Людмилы Цыдик, утверждающей, что «компьютерные «стрелялки» детей ничему хорошему не учат»; и минского пенсионера Леонида Салова, жалующегося, что юнцы старикам место в транспорте не уступают, понять можно. Но уж больно жесткие обвинения летят в адрес нынешних тинейджеров. Мол, надежды на светлое будущее с такими «разгильдяями толстокожими» никакой. Не слушают ни родителей, ни учителей, ни тех, кто просто старше их и кое–что в жизни уже повидал.

Можно ли считать ситуацию запущенной, и не виноваты ли сами взрослые в том, что «каждое последующее поколение все невоспитаннее», мы обсудили с Ядвигой МОНИЧ — преподавателем психологии Минского художественного училища имени Глебова, автором книги «Счастье».

— Ядвига Валерьевна, так правда, что подрастающее поколение совсем от рук отбилось?

— Давайте начнем с того, что автор письма, по его мнению, затронул общую тенденцию поведения наших детей. А этого ни в коем случае делать нельзя. Большинство (подчеркиваю) подростков и молодых людей достойны похвалы, а их поведение — пример для подражания. Но, безусловно, каждому поколению присущи черты, характерные времени, эпохе, в которой оно живет.

— А что отпечатается на нынешнем подрастающем поколении?

— Во–первых, теперешние дети и подростки перегружены информацией. Их с ясельного возраста начинают пичкать знаниями: уроки, занятия, развивающие кружки. И основной «воспитательный» упор при этом делается на слова: «Сядь тихонько и послушай». Но дети априори не могут сидеть тихо, они познают мир в первую очередь в движении. Эту энергию можно сдержать до поры до времени. Но потом она обязательно выплеснется. А взрослые обзовут это «невоспитанностью». Во–вторых, дает о себе знать эмоциональный прессинг: те же компьютерные «стрелялки», боевики, фильмы ужасов и чересчур откровенные постельные сцены по ТВ. Но прежде всего ребенок — зеркальное отражение родителей. Грубости, равнодушию, лицемерию, лжи он учится в семье. Если дитя дома паинька, а с компанией сверстников его будто подменяют — это говорит лишь о том, что маму и папу он боится. Компания друзей всего лишь открывает его истинную натуру, «воспитание», которым он обязан родителям.

— Но ведь малолетки, как их не очень дружелюбно называют взрослые, действительно не слушаются, когда им делаешь замечание. А иногда к ним вообще страшно подходить: уж очень агрессивно настроена бывает компания несовершеннолетних...

— И не слушают, и подходить страшно — это так. Но разве прислушиваются к врагу? Не удивляйтесь, в глазах подростков взрослые зачастую предстают именно врагами, и мы сами в этом виноваты. Опять вернемся к письму: мужчина вместо того чтобы по–дружески, без «наезда», что называется, поговорить с подростками, побежал за видеокамерой — хотел их запугать, силой заставить утихомириться. Как правило, в таких ситуациях эффект получается обратный. Ребенок — это маленький взрослый человек. И общаться с ним нужно соответственно — как с равным, другом. Не читать нотации, а советовать; не ругать и запрещать, а объяснять, почему так нельзя поступать; не заставлять, а убеждать.

— Действительно ли наступает возраст, когда воспитывать ребенка уже бесполезно, мол, время упущено?

— Если придерживаться перечисленных условий общения с младшими по возрасту, то, в принципе, «воспитывать», влиять на характер, взгляды, поведение подростков никогда не поздно. И не только подростков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter