Чтобы создать хаос, даже в крупном городе достаточно перекрыть (или хотя бы затормозить) движение на нескольких перекрестках. И улицы утонут в пробках со всеми вытекающими экономическими последствиями. Планета вроде бы побольше любого мегаполиса, но основные потоки сырья и товаров проходят через несколько ключевых перекрестков мировой торговли: Суэцкий и Панамский каналы, Малаккский пролив и так далее. И многие (если не все) пути сообщения контролирует Вашингтон. Да, надо признать: США являются на сегодняшний день самой крупной военно-морской державой. И подвинуть их на этом пьедестале удастся не скоро. Все-таки к цели контролировать мировые океаны Соединенные Штаты Америки начали стремиться еще в 50-х годах прошлого века. И значительно в этом преуспели, пока остальной мир устранял разруху Второй мировой. Словом, преимущества на море США — факт. Нравится это или нет.
Это великолепно понимают стратеги в Китае. Поэтому Пекин еще в 2010-х годах выдвинул концепцию «Один пояс — один путь». Фактически он предполагал разветвленную сухопутную логистическую связь Востока и Запада. Проект стратегический, так как в Китае великолепно понимали: рано или поздно США перейдут к политике «сдерживания» экономического конкурента. Что, собственно, и произошло. А пандемия и парад локдаунов ярко показали: для экономического коллапса достаточно сбить ритмичность поставок по традиционным и отработанным торговым путям. Подозреваю, что аналитики из спецслужб всего мира изучали этот эффект. И продолжают его анализировать. Не надо забывать: сейчас мировую экономику терзает логистический кризис. Не хватает кораблей, контейнеров, портовых мощностей, чтобы восстановить цепочки поставок. И сухопутные пути сообщения в этом разрезе приобретают особую ценность и перспективность. Не только для Китая, но и для Европы. Зависимость Старого Света от производителей в Юго-Восточной Азии показал прошлый год. Стоило предприятиям на Востоке забуксовать, как остановились европейские предприятия.
В трансконтинентальной логистике Беларусь занимает важное место. Через нашу страну лежат кратчайшие пути из России и Китая в Европу. А это поток сырья и комплектующих. Можно согласиться, что «единый путь» еще не заработал на полную мощность. Но в его развитие и инфраструктуру вложено уже немало. Поэтому нарастить его пропускную способность, по большому счету, дешевле и быстрее, чем построить дополнительные атлантические грузовые лайнеры. Сухопутную логистическую цепочку Вашингтон никаким образом не может поставить под свой контроль. Вполне логично ее разделить. И Польша в этом случае стала слабым звеном, которое и можно разорвать. Чем сейчас американский Государственный департамент и занимается. И беженцы являются всего лишь поводом. А их демонизация прекрасно воздействует на местное население. Технология обкатана на Англии: британцы проголосовали за брексит в значительной степени из-за боязни потока беженцев с материковой Европы. Сложно сказать, как выход из ЕС благоприятно повлиял на потоки переселенцев, но экономических неприятностей остров получил немало. И до сих пор не может до конца с ними разобраться. То свежих овощей и фруктов не хватает, то сельскохозяйственных рабочих, то водителей бензовозов…
Теперь беженцами с Ближнего Востока пугают Восточную Европу, возбуждая в поляках и без того сильные националистические настроения. Одновременно поддерживая партию «ястребов» в политических кругах. Благо хищных птиц там намного больше, чем «голубей» или хотя бы «сов» — птица тоже хищная, но прагматичная и мудрая. Поэтому и раздувается локальная сложность на границе во вселенскую проблему. Заодно подогревая боевые настроения в других странах региона: Украине, Литве, даже Латвии, которая до недавнего времени проводила все-таки разумную и предусмотрительную политику. Отсюда и угрозы Варшавы закрыть любое сообщение через границу. Не знаю, что пообещал Белый дом за эту услугу Варшаве, но однозначно ключевым бенефициаром является именно заатлантическая империя. Фактически сегодня мы наблюдаем, как создается еще один барьер между ЕС, Китаем и Россией. Для чего? Несмотря на все политические противоречия, взаимное проникновение евразийских экономик набирало обороты. А сумма европейских технологий, китайских возможностей и российского сырья давала слишком сильный суммарный эффект. Этот вывод напрашивается даже исходя из простой арифметики: если вторую и третью экономики мира сложить (Китай и Европа), то получится больше, чем доля первой экономики. А такого сюжета США допустить никак не могут. Создание же логистических неурядиц толкает Западную Европу в объятия США. Ровно так, как это произошло после Второй мировой. И первая по размеру экономика может не просто сотрудничать, а эксплуатировать третью. А это уже серьезный козырь, чтобы остаться «первой» и не дать это место на глобальном пьедестале занять Пекину. Самое интересное: пройдет ли истерия, когда кризис с беженцами разрешится тем или иным образом? Что-то мне подсказывает: нет. Исчезнут с границы курды — найдется другой повод для конфронтации.
volchkov@sb.by