Ярус звона

Мне нечасто приходится быть свидетелем колокольного звона.
Мне нечасто приходится быть свидетелем колокольного звона. Что греха таить, в церкви я редкий гость. Однако если это все же случается, ничто не производит на меня такого сильного впечатления, как "молитва" колоколов. Может быть, поэтому я с таким нетерпением ждала нашей встречи с директором Белорусской школы звонарей, членом правления Ассоциации колокольного искусства России Александром Малиновским.

"Колокольный звон - это внешнее богослужение церкви, - пояснил Александр Николаевич. - Издревле он предназначался для того, чтобы, даже если люди не пришли на службу, они могли сопереживать происходящее там. А вообще, колокола - это одна из загадок, над которой человечество будет биться до конца своего существования".

История рассказывает, что впервые христианский колокол появился в Италии. Существует легенда, согласно которой святой епископ Павлин, путешествуя по своей епархии, был сильно удручен, что в его владениях процветает язычество. В своих молитвах он все время просил Господа помочь ему обратить неверующих. И вот однажды во сне Павлину приснились легкокрылые ангелы с колокольчиками в руках. А Божественный голос, который он услышал, поведал святому, что именно при помощи колоколов можно наставить язычников на путь истинный. Тогда Павлин обратился к мастеру-меднику и с его помощью отлил колокол, услышав звон которого, язычники поверили, что это голос Божий.

Конечно, можно возразить, что все это выдумки, а колокол - всего лишь бездушный металл. Наверное, с этим можно было бы согласиться, если бы не бесчисленное количество легенд и преданий, связанных с жизнью колоколов.

Как отметил Александр Николаевич, подтверждения чудодейственной силы не ограничиваются одними легендами. Сегодня уже научно доказано, что колокольный звон способен убивать вирусы. Считается, что при звоне колоколов в воздухе создаются колебания, способные уничтожать микробы. Поэтому в старые времена, когда начиналась эпидемия холеры, в городах и селах звонили в колокола - и болезнь отступала! А несколько лет назад мой собеседник и сам стал свидетелем исцеляющей силы колоколов. 7 мая 2000 года, когда в храме в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" проводился первый международный фестиваль "Праздник звона", после концерта к его участникам подошла женщина, которая очень благодарила их и рассказала о произошедшем чуде. Вместе со своим ребенком, который страдал заиканием, женщина проходила мимо храма, и они остановились ненадолго послушать колокола. И вдруг оказалось, что недуг отпустил малыша. Он стал разговаривать абсолютно нормально! "И это не уникальный случай, - поясняет Александр Николаевич, - колоколами и раньше лечили заикание. Кроме того, они помогают от психических недугов, а также различных душевных состояний, в частности уныния и тоски. Ведь звук колокола действительно обладает силой, и силой непостижимой".

В нашей стране первые колокола были привозными и ценились очень дорого. Однако уже в XII - XIII веках белорусы сами занялись литьем. Своими мастерскими славились Несвиж, Могилев, Вильно. Был большой колокольный завод и в Минске.

- К старинным колоколам я испытываю больше симпатии, - говорит мой собеседник. - Сегодня многие древние секреты колокольной бронзы давно утеряны, но современные мастера тоже делают замечательные колокола. Другой вопрос - это колокольная акустика. Научиться ей невозможно - нужно полагаться на интуицию. И если она мастера подведет, да к тому же в звоннице колокол окажется не на своем месте, то никакие секреты не помогут. Все равно он будет звучать так, как если бы вы стучали по консервной банке. Кроме того, колокольный звон не строится по законам музыки: нередко то, что в музыке называют диссонирующими интервалами, в колокольном звоне становится изюминкой. А все потому, что колокол не издает один четкий звук, а звучит всем "телом". В свое время известный музыкант и звонарь Константин Сораджев благодаря своему уникальному слуху определял более полутора тысяч тонов звучания колокола (простой человек слышит порядка 3 - 5 тонов). И каждый раз в зависимости от того, какой смысл звонарь вкладывает в тот или иной звон, колокол будет звучать по-разному. Так что можно сказать: каждый звонарь хоть однажды, но сочиняет свою "симфонию для колоколов".

У Александра Николаевича путь к познанию колокольного искусства был непрост. Впервые на звонницу храма в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" он попал совершенно случайно и без какого-либо образования и навыков (если не считать музыкальной школы) отзвонил там почти два с половиной года. А поняв, что так и не научился звонить по-настоящему, отправился в школу звонарей в Московском колокольном центре при храме Святителя Николая в Заяицком... "Главное, что я там понял, - научиться звонить нельзя. Для этого нужно всю жизнь прожить с колоколами, научиться их слушать, слышать, понимать, чувствовать. Вообще, есть понятия "ремесло" и "творчество". Так вот, ремесло в нашем деле - это умение держать веревочку, правильно распределять колокола на колокольне, а также знание, когда и что нужно звонить. А творчество - это когда звон отрывает человека от земли, от его посредственности. Именно умение разбудить в прихожанах такие эмоции и отличает хорошего звонаря. Чтобы это понять, нужно звон полюбить. Что со мной в какой-то момент и произошло".

За два с половиной года существования школы звонарей в Минске каноническому православному колокольному звону здесь обучились 32 человека, которые сегодня служат в приходах по всей стране. Среди учеников Александра Николаевича были и девушки. Одна из них сегодня звонит в тульском Свято-Богородичском женском монастыре, а другая приезжала учиться из Латвии. Но больше всех он гордится своей маленькой дочерью, которая тоже уже приобщается к таинству звона. "Для меня школа звонарей - это в первую очередь духовная школа, в которой человек должен не просто приобрести профессию, а научиться жить духовной жизнью, - говорит Александр Малиновский. - Если нет молитвы, нет служения Богу, то, какой бы суперпрофессионал ни стоял на колокольне, трогать душу звон не будет. Поэтому я думаю сейчас сделать школу не 4-месячной, а годичной. Чтобы в одном курсе объединить и начальное обучение (читай - ремесло), и курсы повышения квалификации. Впрочем, я уверен, что даже если кто-то из моих учеников и не станет звонарем, то, по крайней мере, не полюбить звон, не полюбить церковь он уже не сможет".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter