Ярославский венок. В доме, где в начале ХХ века Максим Богданович писал свои проникновенные стихи, в начале XXI столетия появился центр интернациональной дружбы

У Пушкина 700 лирических стихотворений, у Янки Купалы – около 900, а у Максима Богдановича – 250. Но сухая статистика не скажет ничего о гениальности поэта. Ведь мало того, что Богдановичу жизнь отмерила всего-то 25 лет. Он и свои стихотворения сочинял на белорусском языке за тридевять земель от родных белорусских просторов – в российском Ярославле, на берегу Волги...

Гений места

Уроженец Минска вместе с семьей рано покинул Отечество, где явился на свет. Адам Богданович, отец будущего классика литературы, увез сына в Ярославль. Здесь и восходила звезда писателя, который считается лириком номер один в белорусской словесности – с древнейших времен и по сей день никто с ним не сравнится в мастерстве.
Из Ярославля свои первые несмелые стихи Богданович посылал в Вильно – культурную столицу Литвы и Беларуси начала ХХ века. В еженедельной газете “Наша ніва” творения Максима пристально вычитывали, правили. Но нашлись люди, которые увидели глубину в упражнениях молодого человека из российской глубинки, признали талант оторванного от своей земли гения.
При жизни Богдановича вышла единственная книга его стихотворений “Вянок”. Было это в Вильно. А стихи писались совсем юным автором – ему еще и двадцати лет не стукнуло. В Ярославле же он продолжал писать, но не подозревал, что в том же Вильно его попечитель, известный литератор Вацлав Ластовский скажет о Максиме: “Он настоящий гений слова, который показал своему народу не только красоту родного языка, но и приобщил к общечеловеческим ценностям”. Богданович первый в национальной литературе сказал поэтическим словом не только и не столько о горестях крестьянина, сколько о мечтах человека высокой культуры, горожанина, интеллигента. Богданович поднял белорусское слово из деревенской пыли и вознес до черепичных крыш города, открыл ему дверь в высший свет, во всемирную литературу.
Обидно, что отец Максима, Адам Егорович, известный исследователь белорусских обычаев, друг Горького, к сыновним опытам сочинения поэтических строк на родном языке относился очень уж неблагодушно. Старший Богданович не видел перспектив у белорусского языка. Он, конечно, и не догадывался, что в его же доме спустя много десятилетий откроется музей, в котором добрым словом вспомнят и его, великого Адама, давшего миру величайшего Максима. Не знал Адам Егорович, что его жилище станет музеем, центром ярославской региональной общественной организации русско-белорусской дружбы “Сяброўства”.

Встреча на улице Чайковского

В 1991 году в Ярославле был успешно реализован российско-белорусский проект по созданию в мемориальном доме музея классика белорусской литературы Максима Богдановича.
– С Ярославлем  связаны восемь самых плодотворных лет жизни Максима Богдановича, – говорит директор музея Наталья Прохорова. – Здесь он учился в мужской гимназии, окончил Демидовский юридический лицей. В Ярославле стал поэтом, создал самые проникновенные строки о своей Родине и на родном белорусском языке. Максим дорог нам, ярославцам, мы называем его “белорусским поэтом с берегов Волги”.
Музей располагается в центральной исторической части города в доме 1908 года постройки. Необычна его история. В 70–80-е годы ХХ века по старинным улицам Ярославля  с деревянными постройками прокатилась волна сносов. Преобразованиям подверглась и улица Чайковского. Историки и поклонники поэта требовали сохранить в неприкосновенности дом, в котором жила семья Богдановичей. Именно в этом доме Максим Богданович подготовил к изданию свой знаменитый сборник стихов “Вянок”. Но домик... разобрали. И все же не снесли – перенесли на другую сторону улицы.
Совместными усилиями ярославцев и белорусов создана экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Максима и членов его семьи. Вошедший в дом-музей сразу чувствует, что здесь жили белорусы. Посетителей встречает соломенный паук, соломенная кукла, льняные рушники. Тоску поэта по Родине передают фотографии родных, виды белорусских городов. Среди экспонатов личные вещи поэта и его отца Адама Богдановича, знаменитая гравюра Рафаэля “Сикстинская мадонна” (подарок Максима Горького), настенные часы, книги из личной библиотеки, рукописи поэта, ярославские газеты, в которых Максим Богданович активно публиковал свои стихи на русском языке, сборник “Вянок”, принесший поэту славу...

Семейный очаг

С первых дней в музей стали приходить ярославские белорусы – как к общему очагу одной большой семьи-диаспоры. Дом Богдановича стал центром народной культуры, официально этот статус присвоен музею в 1995 году.

Максім БАГДАНОВІЧ

Маладыя гады

Маладыя гады,
Маладыя жадання!
Ні жуды, ні нуды,
Толькі шчасце кахання.

Помніш толькі красу,
Мілы тварык дзявочы,
Залатую касу,
Сіняватыя вочы.

Цёмны сад – вінаград,
Цвет бяленькі вішнёвы, –
І агністы пагляд,
І гарачыя словы.

Будзь жа, век малады,
Поўны светлымі днямі!
Пралятайце, гады,
Залатымі агнямі!

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter