Зачем мы приукрашиваем свою жизнь в интернете и почему страдаем от депрессии, пролистывая ленту виртуальных друзей

Ярмарка тщеславия

Мир интернета, социальных сетей, Instagram и Twitter, многочисленных форумов и площадок для комментариев многие из нас давно стали воспринимать как свою собственную “доску Почета”. Отретушированные снимки, громкие заявления, “выставка достижений личного хозяйства” — от путешествий на заграничные курорты до воспитания детей и приготовления кулинарных шедевров. Мы везде пытаемся соответствовать некоему социальному идеалу, быть не хуже других. А желательно, — еще и лучше. Пользователи сети даже придумали название тренду, когда в дейтинг-приложении человек приукрашивает себя настолько, что перестает соответствовать действительности, — “киттенфишинг” (от английского — “ловля котят”).

snim.net

По мнению большинства психологов, мы редко заходим в социальные сети и оставляем многочисленные комментарии под статьями на сайтах, если в нашей реальной жизни все хорошо. Находясь на пике эйфории или пребывая в комфортном состоянии удовлетворенности собой, последнее, что придет нам в голову, это вступать в жаркую полемику с невидимыми оппонентами, спешить оставить комментарий под только что опубликованной новостью, проверять чужие Instagram, размещать свои фотографии в ленте, регулярно постить картинки с душераздирающими высказываниями и придумывать остроумные статусы. По сути, активные пользователи ВКонтакте, Одноклассников, Facebook — люди либо одинокие, страдающие от отсутствия в своей жизни ярких событий, либо те, кто переживает непростой период в семейной жизни и жаждет абстрагироваться от реальности. Исключения, безусловно, бывают. Но они лишь подтверждают общее правило.

Да, в стремлении человека казаться лучше, красивее, удачливее, чем он есть на самом деле, нет ничего необычного и предосудительного. Говоря словами главного героя сериала “Доктор Хаус”, все лгут. 

В основном — пытаясь произвести впечатление на другого или просто желая хотя бы несколько минут провести в собственном иллюзорном идеальном мире. Особенно сильно “киттенфишинг” проявляется при знакомстве в интернете. Не создашь красивый интересный профиль — не получишь приглашения на свидание. Но одно дело — показать свои лучшие стороны. И совсем другое — презентовать то, чего и в помине нет. Есть люди, которые идут на обман сознательно, потому что знают: не так много они могут предложить потенциальному партнеру, без прикрас не обойтись. Поэтому и прибегают к разным уловкам. К примеру, размещают фотографии десятилетней давности, на которых выглядят более привлекательно. Указывают профессии, к которым не имеют никакого отношения, или имеют, но совсем косвенное. Фотографируются в шикарных интерьерах чужих квартир, на фоне случайно подвернувшихся крутых автомобилей. Любые средства хороши, чтобы подчеркнуть свой “статус”, “успешность”, “красоту” и “ум”, пишет сайт lady.mail.ru.

— Простой и эффективный прием, правда, одноразовый, — объясняет психолог Павел Зыгмантович. — Товар, безусловно, нужно презентовать лицом. Но не перебарщивать. Кроме внешности, в потенциальном партнере нас интересует много вещей: доброжелательность, уживчивость, чувство юмора, интеллект. 

Что происходит при реальной встрече двух “отфотошопленных” кандидатов? Разочарование. И осознание обмана. Поэтому дальнейшая информация о человеке уже неинтересна, ведь ей нельзя доверять. Чаще всего намеренное и чрезмерное приукрашивание себя и своей жизни в соцсетях заканчивается социальной изоляцией. Дело в том, что многие пользователи, которые активно выставляют на своих страничках глянцевые снимки и создают иллюзию благополучия и успешности, потом боятся встречаться со своими многочисленными виртуальными друзьями и подписчиками, боятся разоблачения. Понимают: реальная картинка слишком далека от идеальной.

— А нам нужна реальная картинка?

— В том-то и дело, что нет. Никто не хочет видеть нашу боль, слезы, ссоры, наш неприглядный вид по утрам. Для подобных драм есть многочисленные ток-шоу на телевидении. А в сети мы подписываемся на странички красивых и успешных людей, приятных нам. И сами хотим быть таковыми для кого-то. В интернете никто не любит нас за просто так. Чтобы заработать лайк или комментарий, нужно постоянно выдавать контент. Вот и вступает в дело приукрашивание всего и вся: ведь подспудно мы понимаем, что за реальное отображение фактов из нашей жизни мы вряд ли получим массовое одобрение.

Впрочем, ситуация-то не нова. Наши родители, дедушки и бабушки, даже не имея интернета, все равно умудрялись быть редакторами той части своей жизни, которая не скрыта от посторонних. Вспомните семейные альбомы с фотографиями со свадеб, дней рождения, отдыха на море. Сплошь и рядом счастливые, улыбающиеся лица, чистенькие, радостные дети, обнимающиеся супруги. Остановись, мгновение, ты прекрасно! Люди не хотят делиться плохим, всем нам необходимо социальное одобрение, которое в виртуальной реальности исчисляется в лайках и репостах.

ВЕЩИ, О КОТОРЫХ МЫ ВРЕМ В СОЦСЕТЯХ

Внешность. Наше настоящее “я” теряется где-то между добавлением фильтров и применением инструмента “отбеливание зубов”. Кто из нас не редактировал фото до состояния размытого умпа-лумпы с флюоресцентной улыбкой? Общая мысль такова: если хотя бы на фото я могу избавиться от недостатков, почему бы не сделать это? Да хотя бы потому, что это будете уже не вы. И все эти размытые умпа-лумпы с флюоресцентными зубами в ленте — не ваши друзья.

Отношения. Никто не будет постить в Instagram фото грандиозной ссоры с любимой, потому что эта эгоистичная сволочь сожрала все сухие завтраки. И никто не будет рассказывать в соцсетях о намечающихся подозрениях в измене. В онлайн-пространстве все пары идеальны, всегда улыбаются и присылают друг другу розы на работу. Расслабьтесь, вы хотя бы знаете, сколько стоят такие букеты?!

Диеты. Это о людях, которые постят только фото очень здоровой пищи. Но расслабьтесь: большинство, как и вы, не могут продержаться весь день только на белковом коктейле и греческом йогурте. Не могут позволить себе свежие фрукты круглый год. И, как и вы, могут срываться и нарушать диету.

Фитнес. Нельзя просто так взять и пролистать ленту, не увидев ни одного отчета о фитнесе. Вы видите это и думаете: ну почему у меня не такая сильная воля? Или: ну почему я не так уверен в себе, чтобы это показывать? Однако, честно говоря, потребность постоянно делиться подробностями своей активности не говорит о большой уверенности в себе. Это такие же сомневающиеся люди, как и вы. Они нуждаются в “социальных поглаживаниях” в виде лайков и репостов для поддержания собственного эго. Просто не завидуйте им. И никогда не сравнивайте свой режим тренировок с чужим — это было бы нечестно: у нас разные тела и разные потребности.

Совершенство. Социальные сети безвредны, пока мы об этом помним. Они не сделают нам ничего плохого, пока мы сами не впадем в безумие от постоянного сравнения себя с идеальными селфи и вала самокритики. Наша жизнь — это хаос, глупые ссоры, проблемы на работе и в отношениях, кофе, пролитый на новую рубашку, и слишком много текилы, которую вы выпили в четверг. Так и должно быть. Люди не созданы для онлайна. И спасибо тебе, Господи, за это!

Adsl.kirov.ru

— Это касается и комментариев в сети?

— Безусловно. Действуют другие законы, но механизм тот же. Обратите внимание, что негативные, а порой и откровенно хамские отклики на ту или иную публикацию часто собирают больше всего просмотров и одобрений. Человек, скрытый под ником и уверенный в том, что идентифицировать его нельзя, позволяет себе гораздо более “дикое” поведение. Это научно доказанный факт, подтвержденный в том числе и армейскими исследованиями: известно, что чем дистанционнее объект, тем жестче действует оператор, получивший приказ об уничтожении. Условно говоря, снайпер, который смотрит на свою цель в упор, устанавливает с ней визуальный контакт, может испытывать колебания, жалость. Оператор дрона, для которого все объекты представлены в виде небольших точек, на которые он смотрит с высоты, уже не колеблется, нанося удар. Оператор баллистической ракеты и вовсе не чувствует никакого дискомфорта, выполняя приказ. Так же и с полемикой в интернете: анонимность, невидимость, отношение к респондентам как к набору символов, под которым не угадаешь ни внешность, ни душу, ни подробности биографии, срывает с нас некие культурные рамки. Не со всех, разумеется. Но анонимных пользователей, которые чувствуют свою безнаказанность и не испытывают никакого пиетета к своим собратьям, тоже скрытым под никами, превеликое множество. Это тоже своего рода бравада, попытка казаться эдаким виртуальным воином, революционером, провокатором, безапелляционным и бесстрашным в своих суждениях. Понятно, что в реальности такой человек, скорее всего, не произнесет вслух и десятой доли того, что наговорил в сети, потому что включится режим адекватного восприятия: а вдруг мне ответят? А вдруг меня за это уволят? Накажут? Посадят? Но в сети он — герой, и это обстоятельство сильно поднимает его самооценку.

— А как насчет самооценки подписчиков? Виртуальных друзей таких вот героев и “глянцевых пользователей”?

doctv.gr

— Здесь есть небольшая проблема. В США и Западной Европе сформировалось такое понятие, как FBD — Facebook depression, ставшее результатом слишком частого наблюдения за жизнью других людей в социальных сетях. Обилие информации о поездках на курорты, пикниках-шашлыках, подарках и признаниях. У человека, который каждый вечер перед отходом ко сну пролистывает свою ленту, создается впечатление убогости собственного бытия: один я никуда не езжу, мне ничего не дарят. Отсюда пасмурное настроение, беспричинные эмоциональные срывы. Между тем особо впечатлительным пользователям просто нужно прибегнуть к логике и простейшей математике: чем больше у них в соцсетях так называемых друзей, тем чаще они имеют возможность любоваться на чужие снимки и посты. Даже если каждый из ваших 350 подписчиков съездит на Мальдивы всего раз в жизни, вам попадется на глаза не менее трех с половиной сотен фотоотчетов! Нужно уметь адекватно воспринимать информацию, получаемую в соцсетях и других приложениях, анализировать ее и, как говорится, отделять зерна от плевел.

В ТЕМУ

В 2011 году в Корнеллском университете провели эксперимент, в котором приняли участие 300 студентов, пишет сайт elle.ru. Участников разделили на три группы. Первой предложили просмотреть в течение 3 минут свои страницы в Facebook, почитать статусы, поразглядывать фото. Вторая группа 3 минуты рассматривала себя в зеркале. А представители третьей просто мирно сидели наедине со своими мыслями. В результате самооценка первой группы изрядно повысилась — в отличие от двух других групп. Психологи такому результату нисколько не удивляются: это происходит оттого, что мы более чем избирательны в размещении информации о себе на страницах в социальных сетях. Поэтому, если нас когда-нибудь попросят остаться на 3 минуты один на один с личным профайлом, мы и сами удивимся, какие мы, оказывается, замечательные. Но дело в том, что все эти лица, затуманенные фильтром Amaro, выгодные ракурсы и остроумные комментарии — не совсем реальность. Первая группа добровольцев из Корнеллского университета увидела в Facebook-профайлах свои улучшенные версии, но не самих себя.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter