В нынешнем году традиционные сельхозярмарки в Минске начались на две недели раньше обычного и, по всей видимости, не закончатся 1 ноября, как бывало прежде. На одном из недавних оперативных совещаний председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев поручил не ограничивать продавцов и покупателей ярмарок какой-либо датой. Если на такой формат торговли есть спрос и позволят погодные условия, ярмарки по выходным в ноябре необходимо продолжить, полагает глава городской администрации. И с ним невозможно не согласиться.
На сельхозярмарках в Минске большой выбор овощей и фруктов.
Ярмарки краски
Осенние ярмарки, организованные с минимальными затратами на временных площадках, — оптимальная, демократичная и очень удобная форма сбыта нового урожая. Основные работы в огородах и садах закончены, у крестьян и дачников есть возможность привезти выращенное в мегаполис, где спрос на свежие овощи, фрукты, мясо, рыбу, ягоды, грибы, орехи и мед есть практически всегда. Еще это и уникальная возможность для крупных мясокомбинатов и молокоперерабатывающих предприятий продемонстрировать всю гамму собственного ассортимента.По словам Нины Емельяновой, начальника главного управления торговли и услуг Мингорисполкома, участие в ярмарках для продавцов совершенно бесплатное. Достаточно зарегистрироваться онлайн на сайте главного управления потребительского рынка или в администрациях районов. Если не хватит места на какой-то определенной площадке, подыщут на другой.
А когда нет ограничений для продавцов, то и цены будут привлекательные. Это аксиома. Лично сравнивала: некоторые овощи и фрукты в полтора-два раза дешевле, чем в сетевых гипермаркетах. Более приемлемые цены и на мясо, выпечку. Объяснение банальное: конкуренция. Только на одной площадке у спорткомплекса «Чижовка-Арена» около тысячи мест, и, кстати, отсюда практически нельзя уйти без покупки: все можно найти дешевле, чем в магазинах и на других импровизированных торговых площадках.
Помимо говядины и свинины, минчанам предлагают мясо кролика, утки, индейки, гуся и баранину.
Начала ярмарочной торговли в Минске всегда с нетерпением ждут не только жители села (некоторые из них, к слову, за несколько месяцев активной торговли зарабатывают 2–3 среднегодовых зарплаты) и фермеры. Традиционные и активные участники осенней выездной торговли — организации потребкооперации. Если на ярмарку в Минск по 5–10 тонн плодоовощной продукции и мяса привозят хотя бы несколько райпо, то конкурировать с таким оптовиком практически нереально. Тем более если ассортимент широкий и цены привлекательные.
Массово районные организации выезжали в Минск с конца сентября по середину октября — от 13 до 29 организаций занимали по 39 торговых точек. Где торгуют? Как правило, всегда у «Чижовка-Арены», кинотеатра «Киев», в районе улиц Лобанка и Руссиянова.
Что почем
Нынешний год запомнится богатым урожаем яблок, грибов, черники и клюквы. Как результат, объемы заготовки яблок в организациях потребкооперации увеличились к уровню прошлого года на треть, больше собрано картофеля, дикорастущих ягод и грибов. Так что в ассортименте райпо, которые еженедельно приезжают в Минск со всех областей, обязательно будет не только сельхозпродукция, но и дары леса, например клюква, брусника, а также много грибов: сушеные белые, маринованные и соленые грузди, подосиновики, маслята.
Ходовым товаром у «Чижовка-Арены» стали пироги с начинкой Ляховичского райпо. Всего кооператоры привезли около 80 наименований выпечки.
Однако максимальную выручку обеспечивает мясо. В организациях Белкоопсоюза свои убойные цеха, есть возможность закупить скот подешевле, потому говядина, свинина, субпродукты по весьма конкурентным ценам. Лидер ярмарочной торговли — Могилевский облпотребсоюз.
— Кампанию выездной торговли мы начали в первых числах сентября — выезжали в райцентры области, Бобруйск, на несколько площадок в Могилеве и Минске, — вводит в курс дела Нелли Бекасова, начальник управления торговли Могилевского облпотребсоюза. — Регулярно в Минске бывают по выходным Дрибинское, Чериковское, Глусское, Горецкое и Кличевское райпо.
Особенность последних лет — помимо говядины и свинины, предлагаем минчанам мясо кролика, утки, индейки, гуся, баранину. Спрос есть. Из овощей — цветная капуста, брокколи, тыква, кабачки, чеснок. Не иссякает интерес к традиционным соленьям, моченьям: огурцы, капуста, чеснок. Есть клюква, брусника, боярышник, ремонтантные малина и клубника, виноград, арбузы, которые активно выращивают белорусские фермеры. Подсчитали, что до конца октября примем участие в 140 ярмарках, получив самый высокий товарооборот по системе Белкоопсоюза. В Минске торговля идет хорошо, покупатели нашу продукцию знают и ждут.
По словам Нелли Бекасовой, если сельхозярмарки продолжатся в Минске в ноябре, то потребкооперация Могилевщины точно будет в них участвовать. Главное, чтобы погода не подвела. К слову, на втором месте по активности на минских сельхозярмарках Брестский облпотребсоюз, на третьем — Минское облпотребобщество.
Несколько рыбхозов везут в выходные в Минск на ярмарки свежий улов карпа, толстолобика, копченую и вяленую рыбу.
Заместитель начальника управления торговли Белкоопсоюза Екатерина Одынская отмечает рост активности покупателей от ярмарки к ярмарке. В зависимости от спроса со стороны продавцов будут формироваться торговые площадки и в ноябре, подчеркнула Нина Емельянова:
— Надо еще проанализировать объемы товарооборота и принять решение, где сезонная торговля будет продолжена.
Действительно, лук, картошку, свеклу, морковь и прочие овощи на зиму многие минчане уже наверняка закупили, однако есть масса другого ярмарочного ассортимента, тех же мясных изделий и колбас, которые впрок не закупишь. Потому идея председателя Мингорисполкома явно многим минчанам придется по душе. Ведь неоспоримые преимущества сельхозярмарок — широкий выбор товара и доступные цены — делают их практически вне конкуренции.
КСТАТИ
Ярмарки выходного дня проходят в Минске с 12 сентября на десяти торговых площадках: у кинотеатра «Киев», в Шабанах, Серебрянке, в парке Дружбы народов, на бульваре Тракторостроителей, у Дворца железнодорожников и в крупных спальных районах, самая большая — у спортивно-развлекательного комплекса «Чижовка-Арена». Общий товарооборот ярмарочной торговли уже превысил шесть миллионов рублей. Около 13 тысяч продавцов, в том числе фермеров, дачников и крестьян, воспользовались возможностью реализовать излишки урожая. Горожане купили 3,5 тысячи тонн плодов и овощей без малого на четыре миллиона рублей.
НА ЗАМЕТКУ
Участникам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II группы, горожанам в возрасте старше 80 лет покупки могут доставить на дом бесплатно.
Средние цены за килограмм
Говядина (вырезка) — 10 рублей
Свинина — 5,99 рубля
Мясо кролика — 12,85 рубля
Тушка утки — 10,12 рубля
Баранина — 11,5 рубля
Мясо гуся — 12 рублей
Язык говяжий — 11,5 рубля
Грибы белые сушеные — 119 рублей
Грибы маринованные — 8,5–18 рублей
Фасоль — 4,5 рубля
Капуста цветная — 2,09 рубля
Яблоко — 1,39 рубля
Картофель — 0,5 рубля
Лук — 0,6 рубля
Клубника — 5,99 рубля
Ежевика — 6,66 рубля
Клюква — 3,8 рубля
Баклажан, кабачок — 1,65 рубля
aelita@sb.by