Японский крен

Как отразится на белорусской экономике трагедия в Японии?

Как отразится на белорусской экономике трагедия в Cтране восходящего солнца?

В первые дни после трагедии в Японии ситуация была неопределенной. Никто не знал, каковы масштабы ущерба, каково количество погибших, что вышло из строя. В результате на финансовых рынках началась нешуточная паника, ведь Япония – это не просто крупнейшая после США и Китая экономика, это еще и 8,7 % мирового ВВП. Сейчас, когда прошло уже больше трех недель и ситуация начала нормализовываться, легче стало оценивать и ущерб, нанесенный японской экономике и экономикам, зависимым от нее. Что касается Беларуси, то эксперты склоняются к мысли, что какого-то негативного сценария в связи с событиями, произошедшими на другой стороне полушария, не просматривается. А вот без явно положительных изменений не обойтись…

Возмещение ущерба

Размер нанесенного Японии ущерба — гигантский. Первые его оценки колебались в районе $ 120—150 млрд., но недавно правительство этой страны сообщило: оно оценивает размер урона уже в $ 300 млрд. Это практически 6 % ВВП государства. Но даже такие потери — это не предел. Специалисты оценили: череда катастроф может привести к снижению темпов роста экономики Японии на 2—3 % в год, хотя при этом они не окажут критического влияния на мировую экономику.

Беларусь в этом смысле не исключение. Хотя причина защищенности отечественных предприятий связана совсем с другим фактором. Согласно данным о взаимной торговле, экономическое сотрудничество между нашей страной и Японией хоть и существует, но цифры эти не столь велики, чтобы серьезно повлиять на торговый баланс. По данным Национального статистического комитета, товарооборот между Беларусью и Японией в 2010 году составил $ 187 839,4 тыс., сократившись по сравнению с 2009 годом на 9,9 %. Понятно, что импорт в данном случае заметно превалировал над экспортом. Отечественные предприятия поставили в Японию в минувшем году товаров на $ 3,617 млн. (128,7 % роста по сравнению с 2009 годом), а вот закупили там сырья и оборудования на $ 184,222 млн. (-10, 4 %). Иными словами, сальдо внешнеторгового баланса сложилось нешуточное.

Заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте, доктор политических наук Сергей Кизима предполагает: японские события в каком-то смысле окажутся на руку Беларуси. «Конечно, об этом некорректно говорить в нынешней ситуации, но в целом многие отечественные предприятия смогут заработать на японских катаклизмах», — говорит эксперт. Возможно, в их числе главенствующая роль будет принадлежать Белорусскому металлургическому заводу. Массовое восстановление разрушенных землетрясением зданий и строений из металлокаркасных конструкций спровоцирует рост спроса на эти материалы на мировом рынке. Кроме того, как ожидается, благодаря строительным работам значительно вырастут в цене стройматериалы и услуги профильных специалистов. Хотя смогут ли воспользоваться подвернувшейся возможностью белорусские производители и строительные компании, занимающиеся экспортом услуг, — еще вопрос.

В числе товаров, отправившихся в 2010 году из Беларуси в Страну восходящего солнца, фигурируют 178 тонн стекловолокна на $ 881,7 тыс., лазеры и устройства на жидких кристаллах на $ 861,2 тыс., приборы и аппараты для физического или химического анализа на $ 617,2 тыс., бинокли и монокуляры на $ 174,5 тыс., оптические волокна, линзы, призмы, зеркала и прочие оптические элементы на $ 47,6 тыс. В числе лидеров по экспорту оказались также поставки калийных удобрений. В общей сложности предприятие «Беларуськалий» отгрузило в Японию 1339 тонн на $ 779,1 тыс. Как несложно заметить, в основном в перечне экспорта фигурируют высокотехнологичное оборудование и сырье, что может вызвать определенную озабоченность. Сохранится ли на них спрос? Впрочем, специалисты указывают, что многие предприятия, закупавшие агрегаты белорусского производства, находятся далеко от зоны бедствия.

Элегантная рокировка?

А вот товары, которые в 2010 году ввозились в Беларусь из Японии, к категории критического импорта в большинстве случаев не относятся. Специалисты отмечают: в случае, если возникнут перебои в поставках, вполне реально переключиться на предложения других производителей. Хотя, стоит признать, удастся это сделать далеко не со всеми товарами. В частности, большинство медицинской техники, поставленной в Беларусь, не имеет аналогов в мире.

В перечне импортных изделий, прибывших к нам из Японии в минувшем году, лидирующую роль занимали легковые автомобили. Их «приехало» 989 штук на общую сумму $ 21971,9 тыс. «Сомневаюсь, что с поставками автомобилей из Японии в перспективе возникнут какие-либо проблемы, — говорит генеральный директор дилерского холдинга «Атлант-М» в Беларуси Сергей Самойло. – Ни один из заводов японских производителей, насколько я знаю, не пострадал. Другое дело, что в ожидании новых подземных толчков и цунами уже произведенные авто были загружены на паромы и отведены подальше от побережья. Это означает, что к своим владельцам они прибудут с небольшим опозданием. Но, с другой стороны, это не так плохо. Полагаю, что во всем мире покупатели смогут получить приятные бонусы за это неудобство».

В числе товаров, которые отгружались в нашу страну из страны, которую сегодня иначе как Остров невезения и не называют, фигурируют машины для обработки химических текстильных материалов (ввезено на $ 10652,5 тыс.), автопогрузчики (на $ 9304,6 тыс.), дорожная и строительная техника (на $ 9296 тыс.), медицинское и печатное оборудование (на $ 8854,8 тыс. и $ 4294,8 тыс. соответственно), шины (на $ 5091,3 тыс.). Понятное дело, в числе поставляемых в страну товаров видное место занимают бытовая техника и электроника. Ведь Япония – один из наиболее серьезных производителей этих товаров. Ее доля на мировом рынке накануне катастрофы составляла 13,7 %. В Беларусь в 2010 году компьютерной техники из этого государства было ввезено на $ 1970,5 тыс., телевизоров, мониторов и проекторов — на $ 1475,6 тыс., радио- и телевещательной аппаратуры — на $ 3261,6 тыс. В настоящий момент в салонах, занимающихся продажей электроники, не считают, что проблемы в Японии в перспективе могут опосредованно затронуть белорусских потребителей. «Если говорить именно об электронной технике массовых марок и запчастях к ним, то такие производства находятся скорее не в Японии, а в основном в Юго-Восточной Азии, поэтому в ближайшее время наш потребитель электроники и бытовой техники никаких ощутимых для себя изменений не почувствует», — отметили в одном из магазинов.

Черные плюсы

Одна из наиболее ярко выраженных опасностей для белорусской экономики, напрямую связанная с событиями, происходящими в Японии, – сырьевая. Мировые экономисты уверены: в перспективе резко вырастут цены на нефть. Мировой рынок углеводородов может столкнуться со спекулятивными скачками цен. Если крупные мировые державы, глядя на печальный опыт Японии, начнут сворачивать программы по атомной энергетике, может резко вырасти спрос на топливо. Собственно, этот процесс уже начался.

Правда, в настоящий момент, напротив, во всем мире наблюдается снижение цен на черное золото. Дело в том, что Япония — один из крупнейших на планете потребителей нефти и нефтепродуктов, но после серии землетрясений в этой стране практически полностью была парализована работа топливно-энергетического комплекса.

 

----------------------------------------------------

Кстати: Кислородный «коктейль»

После Фукусимы проблемы выброса загрязняющих и радиоактивных веществ в атмосферный воздух во многих странах мира рассматриваются под новым углом зрения – более настороженным. В Беларуси в этом отношении специалисты заверяют: все в порядке, малейшие изменения радиационного фона не обнаружены. А данные по стационарным источникам выбросов недавно даже опубликовал Национальный статистический комитет.

В Белстате отметили, что в минувшем году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов составили 377,1 тыс. тонн и по сравнению с 2009 годом снизились на 17,5 %. Причина — снижение доли мазута в качестве используемого сжигаемого топлива. Правда, стоит заметить, что по итогам 2008 года выбросы в атмосферу в нашей стране составили около 397 тыс. тонн, в 2007-м — 408 тыс. тонн, в 2006-м — 423 тыс. тонн.

Выбросы загрязняющих веществ в воздух от стационарных источников по сравнению с предыдущим годом уменьшились во всех областях и даже в промышленно богатом Минске. В общем объеме выбросов по республике по-прежнему «лидерство» принадлежит организациям Витебской области – 25 % (94,4 тыс. тонн). Самая экологически чистая область – Брестчина (8 % (28,6 тыс. тонн)). Организации Гомельской области в общем объеме выбросов занимают 22 %, Минской – 14 %, Могилевской и Гродненской областей – по 12 %. Доля Минска составляет 8 %.

Что же касается того атмосферного «коктейля», которым вынуждены дышать белорусы, то, к сожалению, химически он очень богат. В общем объеме выбросов в 2010 году 44,3 тыс. тонн занимали твердые вещества, 51,7 тыс. тонн — диоксид серы, 75,1 тыс. тонн — окись углерода, 57,1 тыс. тонн – диоксид азота,
63 тыс. тонн — неметановые летучие органические соединения. Правда, стоит успокоить: все это изобилие в воздух полностью не попало. В Белстате отметили, что в целом по республике 88,4 % загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, было уловлено и обезврежено газоочистными сооружениями. Из них на твердые вещества приходится 98,4 %, на газообразные и жидкие – 25,3%.

Кстати, по итогам 2010 года Беларуси недавно был присвоен лучший экологический индекс среди стран СНГ. Ученые Йельского и Колумбийского университетов каждый год составляющие рейтинг по экологическому индексу «Environmental Performance Index», в который входят 163 страны мира, поставили наше государство на 53-е место. Индекс составлен на основании 25 критериев, которые охватывают оценку здоровья населения, связанную с состоянием окружающей среды, и жизнеспособности экосистем стран. Более высокие места среди соседей Беларуси занимают Латвия (21) и Литва (37). Польша и Эстония оказались на 63-м на 57-м местах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter