Японские перепела и козочки от Сосновского

В гродненских магазинах есть козье молоко из Франции, Голландии. А где целебный продукт с вороновского хутора?

В гродненских магазинах есть это молоко из Франции, Голландии. А где целебный продукт с вороновского хутора?

Всего несколько часов провели мы в общении с семьей Сосновских – Раисой Сергеевной и Александром Васильевичем. Теперь я знаю: здесь, на хуторке, на краю леса живут совершенно обыкновенные и в то же время работящие и романтичные люди, увлеченные жизнью, друг другом, осмысленно умеющие делать свое бытие интересным, насыщенным. 

Сама по себе информация о том, что в Вороновском районе проживает человек, который разводит коз, показалась малоинтересной: эка невидаль. Есть любители – страусов разводят. Но все же, предварительно созвонившись, мы поехали. 

На заливистый лай трех собак из дома поспешил к нам Александр Васильевич, энергичный, приветливый, и тотчас начал о главном в своем хозяйстве – козах, которых семь штук. Они показались нам необыкновенно крупными – упитанные, с широко раздутыми, крепкими, как барабан, животами. И такие все чистенькие, ухоженные. Оказывается, чтоб вырастить упитанную, дающую семь литров молока козу, Александр Васильевич за первые три месяца после рождения выпаивает козленку до 400 литров молока. А козье молоко, как известно, чрезвычайно полезное, обладает целебными свойствами, его жирность до 6 процентов. В первые месяцы козленок сразу набирает до 40 килограммов и дальше, взрослея на привычном для коз питании, дотягивает до сотни весом, если это козел. Козочки – до 70 килограммов. Приплод от таких родителей крупный,  здоровый и продуктивный, и желающие приобрести такого козленка записываются в очередь. Об особенностях ведения козьего хозяйства Александр Васильевич говорил практически без остановки, поскольку этим владеет на уровне доктора наук. Увидев, что слушатели подустали от обилия информации, завел нас на крошечную ферму, где содержит около сотни… японских перепелов – этаких невзрачных, размером с вылупившегося цыпленка. Зачем,  спрашиваем. Оказывается, очень полезно употреблять их яйца, которых японская перепелица за год приносит 280 штук. «Может, я так устроен, – поясняет Александр Васильевич. – Мне интересно все новое. Избитая тема надоедает, и я ее меняю. Но коз я уже не поменяю никогда и ни на что». И что замечательно, Раиса Сергеевна полностью поддерживает мужа во всех его начинаниях. 

Во дворе гуляют индоутки с селезнем. Обычные наши белорусские хохлатки, старательно клевавшие что-то у забора, на фоне  виденной нами здесь экзотики – заурядная деревенщина. А еще, говорит Александр Васильевич, были цесарки, гуси, нутрии, кролики, индейки, пчелы. А также  свиньи, коровы — то, что привычно и что держат все в округе. «Но почему же вы коровам предпочли коз?» — недоумеваем мы. «Сначала мы Минску предпочли деревню», – отвечает Александр Васильевич, открывая перед нами дверь и широким жестом приглашая в дом. Но ошарашенные столь необычным поворотом дела, мы недоуменно застыли на пороге. 

Хозяева поведали нам историю своего переселения из столицы на край леса в Вороновский район. Началось с того, что в далекие советские времена Александр Васильевич поехал на БАМ. А когда через четыре года вернулся в Минск, понял: жить в городе уже не сможет. Хотя имел высшее образование, работал в строительном управлении. Но если город тесен, куда человеку деваться? Конечно, в деревню, тем более что сам-то он человек сельский. Оставили столичную квартиру детям — и в колхоз. Но и в деревне в окружении соседей, постоянного стрекотания тракторов, снования машин чувство свободы не приходило: тесно было. Поэтому и приехали сюда, осели на лесном хуторе. Лес, речная пойма, нормальная человеческая жизнь в естественной среде обитания. Сначала Александр Васильевич даже устроился на работу  главным инженером райбыткомбината, но через четыре месяца уволился. «Я травмировал душу свою, глядя после работы, как у меня здесь все зарастает». С тех пор так и живут своим трудом при обильном крестьянском  хозяйстве. 

И такую развил Сосновский энергичную деятельность, настолько серьезно подошел к делу, впрочем, как и ко всякому другому, что сегодня его козье хозяйство – лучшее в республике. Из России специально к нему приезжали  покупатели, чтоб приобрести породистого козла-производителя: в Ярославскую область уехал Роман. Другого уникума, козла по кличке Тимофей весом под 120 килограммов, приобрел Институт животноводства НАН Республики Беларусь, который принимает участие в международном проекте «БелРосТрансген». Согласно этому проекту, в течение нескольких лет предполагается методом генной инженерии вывести экспериментальное стадо трансгенных коз с новыми генетическими признаками. Как популярно объяснял  Александру Васильевичу приезжавший к нему на хутор ведущий научный сотрудник института Павел Сахончик, работы планируется вести в таком направлении. Из генома человека выделяется ген, отвечающий за рассасывание тромбов. Его, в свою очередь, трансплантируют в эмбрион козы, которая уже дает молоко с увеличенным количеством генов, рассасывающих тромбы. Мы пьем это молоко и очищаем свои сосуды. Здорово! 

Но пока и та польза, которая имеется в обычном козьем молоке, у нас, увы,  не востребована: более 30 литров козьего молока в день надаивают Сосновские, а сбыта нет. Гормолзаводы не берут козье молоко, даже ГОСТ на него не разработан. Зато в магазинах Гродно нередко встретишь козье молоко из Франции, Голландии, Венгрии. С консервантами, по цене 10 тысяч за литр. Но хворающие люди едут в поисках здоровья на хутор Сосновского. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter