О трагедии сожженной карателями деревни Маковье Осиповичского района сегодня напоминает обелиск в лесу

Январский кошмар лесной деревушки

5 января Глава государства подписал Закон «О геноциде белорусского народа». Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года). Под белорусским народом понимаются все советские граждане, проживавшие на территории БССР в указанный период.

Одновременно устанавливается уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, например, посредством размещения соответствующей информации в СМИ либо в интернете. Конституционный Суд признал закон соответствующим Конституции. 

Мы продолжаем публикацию материалов, которые красноречиво свидетельствуют о геноциде белорусского народа нацистами и их приспешниками.

Сначала по асфальту, потом по грунтовой, затем по лесной дороге. От агрогородка Гродзянка Осиповичского района, где находится одноименный сельсовет, до мемориала мирным жертвам войны деревни Маковье — несколько десятков километров. Добраться до цели непросто: часть пути придется пройти пешком. Но для работников местного лесничества это не проблема. Они постоянно заботятся о том, чтобы территория памяти была ухожена, благоустроена. Им помогают ученики Жорновской средней школы. Ребята по крупицам собрали сведения об истории этой и других деревень округи, которые были сожжены карателями вместе с людьми. Только в Маковье в январе 1943-го мучительной смертью погибло более 200 человек.

На месте деревни сегодня — памятник невинным жертвам.

Теплое название

Как и когда деревня Маковье появилась на карте нынешнего Осиповичского района, доподлинно не известно. Но на рубеже двадцатого века здешние земли принадлежали Марии Магдалене Радзивилл. К слову, поселок всегда «прятался» в лесу. В 1916 году в Маковье было 16 дворов и 93 жителя. В 1940-м — уже 48 хат, под крышей которых жили 248 взрослых и детей. Первый праздник Спаса — Маковей — был для них особенным, ведь именно он дал селу такое теплое название и каждый август радовал свежим медом и домашними угощениями.

Буквально с первых дней гитлеровской оккупации деревня оказалась одной из опор партизанского движения из-за месторасположения и настроений сельчан. Замдиректора Жорновской СШ Елена Барабина рассказала, что местные жители помогали партизанам чем могли — хлебом, одеждой, кровом. Среди воспоминаний, записанных школьными краеведами, есть история Галины Гуренчик. В начале 1940-х она была ребенком, но детская память сохранила многое: «Наша хата была самой крайней в деревне — буквально метров 30 от леса. Поэтому частыми гостями у нас были партизаны. Хорошо помню: чужой человек зайдет в хату — родители пошепчутся. Он — рюкзак на плечи, хлеба ему дадут. Папа был партизанским связным». 

Запомнила женщина и тот момент, когда фашисты в первый раз вошли в родную деревню: «Мы сидели возле дома, папа что-то делал в сарае. И неожиданно немцы из-под горки. Их было очень много. Знаете, впечатление страшное. Эти каски, все в черном, гул мотоциклов… Но в тот раз они нигде не останавливались — просто проехали мимо Маковья».

Операция «Франц»

Детские предчувствия чего-то плохого, которые не покидали Галину, материализовались 9 января 1943 года. Фашисты пришли в маскхалатах и под дулом автоматов, под лай собак заставили сельчан собраться в недостроенном срубе. Вырваться из ада было нереально: фашисты и их приспешники облили бревна бензином и подожгли… В пламени погибло большинство жителей деревни, и их количество уточнялось еще не одно десятилетие. О трагедии Маковья в книге «Я из огненной деревни» поведал и Алесь Адамович. Писатель признался, что его потряс колодезный журавль — шест с раздвоенным концом, уходящим в небо, — все, что осталось от сожженной деревни. Что когда-то здесь жили люди, напоминало еще несколько одичалых яблонь да выбеленных дождями валунов.

Автор книги встретился с тогдашним пастухом Антоном Павловичем, который рассказал, что в войну был партизаном и оказался косвенным свидетелем трагедии родного села. По его словам, каратели оцепили поселок с самого утра: «Я из лесу бежал домой. Тут по мне — стрелять, я бросился в снег, удрал. Хотел семью забрать в лес, у меня двое деток было. Кружил по лесу, но выйти не мог — рисковал попасть под пули. А когда вместе с товарищами из отряда пришел обратно, увидел лишь догорающее пламя и обугленные останки». Партизаны похоронили земляков рядом с местом их гибели. 

Согласно историческим справкам, сожжение Маковья и других окрестных деревень стало частью операции «Франц». В ней участвовали полицейские подразделения и подразделения СС, а также полицаи-добровольцы. В приказе № 36 военно-оперативной группы при Осиповичском подпольном райкоме КП(б)Б от 7 ноября 1943 года говорится, что «фашистский зверь смертельно ранен, но раненый зверь безумен и кровожаден. Гитлеровские головорезы, бессильные отразить сокрушающие удары Красной армии, изливают свою черную злобу на безоружных людей — стариков, женщин и детей… Мы являемся живыми свидетелями дикого фашистского террора на территории Осиповичского района. За время своего бандитского правления гитлеровские головорезы расстреляли, повесили и сожгли до пяти тысяч человек мирного населения нашего района. Особенно свирепствовали немцы в деревне Маковье, где ими расстреляно и замучено в один прием 175 человек, в деревне Трактор — 212, Лочин — 82 человека, Брицаловичи — 432, Большая Горожа — 400».

Школьники ухаживают за памятниками и мемориалами на постоянной основе.

Во имя настоящего

Исследованию трагических страниц в биографии родного края посвятила свою работу осиповчанка Валентина Логвин. Книга документальных очерков и воспоминаний «Боль и память сожженных деревень Осиповичского района» под эгидой Осиповичской библиотечной сети вышла семь лет назад. Валентина Людвиговна работала в архивах, изучала другие источники, общалась с земляками. Но, как оказалось, реальность намного шире. В документах о зверствах нацистов она нашла повествование партизанки 44-го отряда бригады «За Родину» Валентины Илькевич, также упоминавшей в своих мемуарах Маковье и рассказавшей о подобранной на дороге раненой женщине. Раненая «не могла идти, она ползла и думала, что уже мертвая. Чувствовала: кровь по ней течет, но решила, что это она чувствует на том свете, а не на этом… Она рассказала, как их расстреливали, вели на расстрел ее и пятерых детей с ней. Пока вели их к сараю, детей убивали, — говорится в документе. — Стреляли и при этом веселились… Остался последний грудной мальчик. Фашист показывает: подбрасывай, я буду стрелять. Мать бросила ребенка так, чтобы убить его самой»….

Председатель Гродзянского сельсовета Галина Киринович уточнила: 

— Только на территории нашего сельсовета 17 памятников и братских могил. Представители власти, местное лесничество, хозяйства, общественность, школьники — уход за мемориалами объединил людей самых разных поколений. Здесь мы отмечаем День Победы, вспоминаем погибших в годовщину начала Великой Отечественной. Сохранение памяти о минувшей войне, невинно загубленных жизнях земляков — наша почетная обязанность. Тот, кто помнит прошлое своей страны, будет ценить и ее настоящее.

markova@sb.by

Фото из архива Гродзянского сельсовета и Жорновской СШ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter