Янтарный свет Мадонны

Во Дворце искусств открылась выставка картин художника Алексея Кузьмича
Во Дворце искусств открылась выставка картин художника Алексея Кузьмича

В картинах этого художника удивительно много света. Образы кажутся созданными из него. Свойство этого света — некая особая чистота. Кстати, одно из полотен так и называется: «Чистота». Прекрасная женщина с тонкими, кроткими чертами лица, в простом белом сарафане изображена в окружении других — модных, успешных, энергичных и суетных... Но свет исходит только от одной — никуда не спешащей, осознающей свое высшее призвание дарить жизнь и охранять ее. Этот образ — центральный во всех картинах Алексея Кузьмича. Образ Мадонны, в которой воплощаются Родина, мать, жена...

Нельзя сказать, что творчество этого художника воспринимается однозначно. Есть восторженные почитатели. Есть противники. Говорят об излишнем пафосе картин, перегруженности символикой, условности изображения... Другие утверждают: созерцание Мадонн Алексея Кузьмича целительно и для души, и для тела. Такая неоднозначность всегда случается с картинами, в которых ведется мировоззренческий спор. Когда–то можно было наблюдать увлеченные дискуссии прямо в выставочных залах, где экспонировались картины Ильи Глазунова, Святослава Рериха, Александра Исачева. Как и эти художники, Алексей Кузьмич в каждом полотне утверждает внятные ему истины, пытается отобразить свое понимание устройства бытия. Этот спор художника с оппонентами можно увидеть в картине «Три Мадонны», написанной в 1987 году. Сюжет, известный в мировом искусстве: три грации, три типа красоты. Вот как это выглядит в трактовке Алексея Кузьмича. Слева — идеал эпохи средневековья: женщина, как бы лишенная плотского начала. Высокий лоб, что по эстетике того времени должно было символизировать молитвенное устремление к небу. Справа — идеал так называемого искусства будущего, пошедшего по губительному пути деформации формы, избавления от духовного содержания. И в центре — символ гармонии духовного и телесного — Мадонна Беларуси, Мадонна Алексея Кузьмича, скорбящая и просветленная, возвышенная и земная. Художник делает однозначный выбор: он не пойдет за теми, кто бежит за модой, отвергая извечные ценности...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter