Российский янтарь проигрывает конкуренцию себе самому

Янтарная комната нараспашку

Сложилась парадоксальная ситуация: российский янтарь проигрывает конкуренцию себе самому
Сложилась парадоксальная ситуация: российский янтарь проигрывает конкуренцию себе самому. Почему же минерал, в добыче которого Россия является мировым монополистом, как бренд мировым рынком не воспринимается?

Янтарь 3 - 500.jpg



Китайский интерес


Удивительно, но факт. Страна фактически никак его не обрабатывает. Изделия под маркой «Made in Russia» сегодня присутствуют только в самом «низком» и в элитном сегментах. С одной стороны, продается низкокачественный ширпотреб, а с другой — применяются уникальные технологии работы с минералом, не имеющие аналогов в мире. С их помощью создаются штучные изделия по заказам миллионеров из Арабских Эмиратов, Франции, Германии. Например, в Калининградской области производится элитная мебель из янтаря, пользующаяся спросом у самых состоятельных людей планеты.


Особый интерес к российскому янтарю проявляет Китай. В этой стране желтый камень весьма популярен: ему приписываются многочисленные целебные и магические свойства. Китайский спрос — одна из причин необходимости введения ограничений на вывоз янтаря. Сейчас по закону можно вывозить лишь 30 процентов добытого минерала. Если бы рынок был свободным, китайские дилеры скупили бы весь янтарь, производимый в области. Китайцы также выкупают элитные изделия, пытаясь повторить технологии производства, но пока им это не удается.


Имидж — все 


Не только Польша использует янтарь как национальный символ. Кто не помнит косметику латвийской фирмы «Дзинтарс»? Это слово по-латышски означает «янтарь». Так названы и плавленый сыр, и народный женский хор, и детский танцевальный ансамбль «Дзинтариньш». Да и само Балтийское море латыши называют «Dzintara jura» — Янтарное море. А между тем в промышленных масштабах янтарь в Латвии не добывают. Многочисленные сувениры из этого камня делаются там в основном из российского сырья.


«Литовским золотом» называют желтый камень соседи латышей. Пиво, печенье, передачи, сериалы, рестораны — да мало ли что еще включает в себя слово «Гинтарас». Юодкранте, центр добычи янтаря XIX века, ныне стал модным курортом. Добыча здесь не ведется с 1890 года. Но слава осталась. «Литовский янтарь кардинально отличается от минералов, добытых в других регионах, например в Латвии. Это и цвет, и форма, и игра света», — говорится в туристических проспектах. Возможно, это так, только в настоящее время в Литве также нет промышленной добычи янтаря. За всеми этими брендами только любовь к янтарю и его популярность в народе.


Убитое ремесло


А что же в России? Здесь история янтаря еще интереснее. Взять хотя бы Янтарную комнату. Подаренная королем Пруссии Петру Первому, она позднее была доработана и усовершенствована придворными мастерами русских царей. Куда комната исчезла во время Второй мировой войны — до сих пор тайна. Но если оригинальную комнату делали мастера разного подданства и происхождения (немецкие, итальянские, русские), то восстановленная Янтарная комната уже «чисто российский продукт». Это самый известный шедевр в силу его масштабов. Но в музеях Санкт-Петербурга хранится много гораздо более значимых янтарных произведений.


К примеру, ларец, сделанный прусским мастером Готфридом Турау. Резная шкатулка из янтаря была создана им в 1707 году и сегодня хранится в Царском Селе. А чего стоит кавалерский прибор, созданный, предположительно, в 1767 году. Представляет собой набор мужских туалетных принадлежностей: тазик для бритья, мыльницу в форме ананаса, кисточку, табакерку, зубную щетку, футлярчик для мазей и румян, щетку для одежды.


XVIII век был временем расцвета янтарного ремесла в Пруссии. Способы промышленной добычи и обработки камня Советский Союз и современная Россия получили как трофей и переняли от немецких мастеров и промышленников. Нынешний Калининградский янтарный комбинат создан в 1947 году на основе Кенигсбергской мануфактуры.


Добыча минерала ведется, как и раньше, карьерным способом, только с помощью новой техники. С обработкой дело обстоит иначе. Прежнее массовое производство требовало простых технологий. Поэтому более сложные приемы обработки янтаря забылись с уходом немецких мастеров. Так как на самом деле это не камень, а минерал класса органических соединений — застывшая смола, он легко трескается и ломается. Упрощение технологий привело к упрощению самих изделий. Прежние модели устарели, но с советских времен мало что изменилось.


Криминализация янтарной отрасли в 1990-х — начале 2000-х привела ее в плачевное состояние. Янтарь, добываемый калинин-градским комбинатом, разворовывался и контрабандным путем вывозился за границу. Янтарная индустрия Польши и соседних балтийских стран во многом держалась на незаконно вывозимом российском янтаре. В результате уникальное предприятие — мировой монополист по добыче янтаря — даже в какой-то момент оказалось на грани банкротства.


В самой же России распространялся низкопробный ширпотреб, вроде янтарных ежиков, бус, обсыпанных янтарной крошкой картинок и тому подобного. Все это привело к тому, что российские ювелирные компании вообще игнорируют янтарь и предпочитают работать с другими материалами.


«Янтарь — очень специфический камень, — говорит исполнительный директор компании «Адамас» Максим Вайнберг. —Считается, что если бриллианты носят все, то янтарь, скорее, люди старшего поколения. Ювелиры не любят связываться с янтарем. На 100 компаний придется, пожалуй, одна-две, которые работают с ним. Это обусловлено  происхождением, потреблением, сформировавшейся ценностью этого камня». Можно ли в этих условиях сделать янтарь брендом России? Ювелир уверен, что можно. «Бренд можно сделать из всего. Как это успешно делается с платиной. Зависит от того, будет ли заказчик и поддержка государства», — считает Вайнберг.


Дело государево


Калининградская администрация оценивает объем мирового рынка янтаря в 1,6 миллиарда долларов. Сейчас регион получает от комбината всего полпроцента всех налоговых поступлений. При этом во времена СССР его отчисления в бюджет области составляли 20 процентов.


Государство обратило внимание на янтарь в 2012 году. Тогда Владимир Путин поручил правительству совместно с администрацией Калининградской области разработать программу развития янтарной отрасли. Этот документ предполагал ряд мер, призванных «оздоровить» производство изделий из янтаря. За незаконную добычу минерала наказания ужесточаются.


В начале текущего года у янтарного комбината появился хозяин — госкорпорация «Ростех». В результате устанавливается новое оборудование, внедряются новые технологии добычи камня. Впервые за долгие годы ряды добытчиков и обработчиков солнечного камня активно пополняются молодыми мастерами.


Когда меры, предусмотренные программой, будут реализованы в полном объеме, область, предположительно, получит, как минимум, 4,5 тысячи дополнительных рабочих мест. Число компаний, обрабатывающих янтарь, должно утроиться. Соответственно, налоги, собираемые с янтарщиков, должны возрасти в 9 раз: с 90 миллионов до 800 миллионов рублей. Это станет возможным при росте выручки от продажи янтарных изделий с нынешних 830 миллионов до 5 миллиардов рублей. При этом уровень добычи, который сейчас составляет 280—340 тонн в год, должен вырасти до 450 тонн. Ожидается, что при реализации этих мер экспорт необработанного камня снизится в 8 раз — до 50 тонн в год.


Весьма кстати оказался одобренный недавно правительством РФ  законопроект «О промышленной политике». Закон предусматривает целую систему федеральных и региональных льгот для инвесторов, вкладывающих в индустриальные предприятия, не имеющие аналогов в стране. Янтарный комбинат как раз является таким предприятием. Взаимные обязательства инвестора и властей фиксируются на 10 лет. Инвестор освобождается от федеральной части налога на прибыль, а регионам предоставляется возможность снизить местную составляющую налога на прибыль и налог на имущество. Налоговые каникулы должны будут действовать в течение 10 лет, с 2015-го по 2025 год. Перечень получателей налоговых льгот будет утверждаться распоряжением правительства.
Российские меры по пресечению контрабанды поставили под угрозу польскую янтарную индустрию. Выдвигались там предложения освоить собственную добычу янтаря. Однако камень, залегающий на польской территории, во-первых, лежит слишком глубоко и добывать его дорого, а во-вторых, он моложе калинин-градского, а значит, более хрупкий и работать с ним невозможно. Обеспокоены также Литва и Латвия. Им крайне невыгодны изменения, предпринимаемые Россией в янтарной отрасли. Польские обработчики уже поняли, что надо сотрудничать с основным производителем. Неизбежно это поймут и ювелиры других стран с «янтарным имиджем». Но и в самой России должна быть сформирована собственная переработка янтаря. Продолжать оставаться сырьевым придатком в этой области довольно глупо. Особенно в ситуации, когда мировая конъюнктура весьма благоприятна.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter