Через белорусско-польскую границу везут контрабандный янтарь. Что движет нелегалами?

Янтарь залег на дно

В марте на белорусско-польской границе в пункте пропуска «Брест» задержали авто с контрабандным янтарем. А в январе в Гродно таможенники нашли в машине украинцев 51 камень необработанного янтаря. Очередной виток ажиотажа с солнечными камнями? Или нелегалы попросту пытаются сбыть «остатки роскоши»? Экологи склоняются ко второй версии, ведь даже официальная добыча этих полезных ископаемых в нашей стране пока приостановлена.


Торфяник Гатча-Осовский между Жабинкой и Кобрином опустел. Еще пару лет назад здесь стоял пост охраны, тарахтел земснаряд, в неделю геологи получали около 10 килограммов ценного камня. Сегодня — тишина.

За официальную разработку янтарных залежей под Жабинкой несколько лет назад взялось ООО «Белгеопоиск». Это была заявка на вход в янтарный рынок, который до этого пытались освоить наши нелегалы, взяв пример с украинских «черных старателей». В последний раз, говорит заместитель директора предприятия Евгений Чанов, работы по пробной добыче янтаря проводились в мае прошлого года:


— В 2017 году в разведку мы вложили свои деньги, но они не окупились. Год назад начали сотрудничать с инвестором, однако через три недели он прекратил работы. Ждем новых вложений.

Потенциальные инвесторы, обращает внимание Евгений Чанов, есть. Приезжают, берут камень на пробы, а вот до контрактов дело не доходит. Хотя наш солнечный камень по-своему привлекателен. Объемы, конечно, малы. По данным ученых, залежи Гатча-Осовского массива содержат около 300 тонн янтаря. В Калининграде столько добывают за год. Но наш солнечный камень, уверяет Евгений Чанов, в качестве не уступает:

— Он крепкий, разноцветный. Встречаются уникальные образцы: красный, белый, малиновый.

О ценности нашего солнечного камня говорит и Сергей Шилинчук, заместитель председателя Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— К примеру, в Сибири тоже много янтаря. Но там более древние залежи, камень хрупкий и разваливается. Для ювелирных целей непригоден.

Другое дело, что наш залегает глубоко, в небольших объемах и не целым пластом, а россыпью, что значительно удорожает его добычу. И вот тут вспоминается классическая поговорка про овчинку и выделку. Сергей Шилинчук объясняет на пальцах:

— Белорусский янтарь — переотложенный. Он появился на Полесье с ледником. И так получилось, что на украинской стороне его оказалось больше. У нас он залегает местами на глубинах 30 — 50 метров. Фрагментами. Добывать его в промышленных масштабах попросту не имеет смысла.

Евгений Чанов, однако, настроен более оптимистично. Цена вопроса, впрочем, немалая:

— Есть проект по принципу «сразу и быстро». Он оформлен до 2024 года. Стоимость около 10 тысяч евро. Это вклад в мотопомпу и работников. Но такой вариант не окупается. Хорошо заработать можно, вложив до полумиллиона евро. Тогда в течение нескольких лет есть шанс вернуть уже миллион.

Впрочем, это тоже рулетка, ведь за исключением Гатчи серьезно геологоразведкой других месторождений янтаря никто не занимался. Есть и еще один минус, который отталкивает инвестора. Спрос на солнечный камень остался, но на мировых рынках серьезно просела его цена. А значит, оправдать вложения будет еще сложнее.


Конечно, добывать янтарь варварским способом, как это делали в последние годы украинские «черные старатели», дешевле, чем по легальным технологиям. Но в нашей стране нелегальным копателям, орудовавшим по большей части на Полесье, сильно дали по рукам еще в зародыше. В Брестской области территориальные подразделения Минприроды вместе с правоохранительными органами несколько лет назад выявили три случая. Еще один пресекли пограничники. Официальный представитель Пинского погран-отряда Михаил Бут-Гусаим отправляет меня в архив:

— Несколько лет назад задерживали нарушителя, попытавшегося добывать нелегально янтарь в приграничье. Сейчас — тишина. Территория контролируется. Не видно даже следов подпольной разработки. Нет и контрабанды. Зачем везти товар через белорусскую границу, где все под контролем и есть очень высокий риск лишиться огромных денег.

   
     

Более 100 килограммов необработанного янтаря гражданин Беларуси намеревался вывезти в тайнике в Польшу.

В ближайшее время, похоже, украшений из белорусского янтаря на наших прилавках мы не увидим. А полюбоваться на них можно разве что в экспозиции Брестского областного краеведческого музея, где представлены его опытные образцы. 

ПОКОПАТЬСЯ В НЕДРАХ

Впрочем, не янтарем единым. Только в Брестской области есть много интересных ископаемых. Крупнейшее в Европе месторождение мела «Хотиславское» в Малоритском районе, крупные месторождения строительного камня «Микашевичское» и «Синкевичское» в Лунинецком, несколько месторождений формовочных и стекольных песков в Столинском, месторождения высококачественной тугоплавкой глины для производства керамики, месторождения сапропелей, бурых углей, горючих сланцев и многое другое. Недавно в Пинском районе выявлено первое в Беларуси месторождение базальтов. По словам пресс-секретаря Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Елены Мелешковой, перед геологами стоит задача обеспечить страну новыми видами полезных ископаемых, востребованных в экономике, а также теми, промышленные запасы которых истощаются.

А ЧТО У СОСЕДЕЙ?

О борьбе с янтарной мафией в Ровенской области Украины писали и украинские, и наши СМИ. Мир облетели кадры изуродованной воронками земли, напоминающей лунный пейзаж. Но и там нелегальная добыча пошла на спад. И существенно, говорит начальник управления Департамента экологии и природных ресурсов Ровенской облгосадминистрации Виктор Наумович:

— Во-первых, государство серьезно навело порядок. Работали все правоохранительные структуры. Во-вторых, упала цена на янтарь, а с ней и спрос.

Сегодня украинские власти устраняют последствия нашествия янтарных вандалов. Виктор Наумович рассказывает о 400 гектарах нарушенных земель. Государство уже разработало пилотные проекты по рекультивации свыше 100 гектаров. Сначала там добудут янтарь, который не успели изъять нелегалы, а затем приступят к восстановлению.

Сегодня в части добычи янтаря Ровенщину активно осваивают государственное предприятие «Бурштин України» и частные компании. Конечно, эти масштабы не сопоставимы с АО «Калининградский янтарный комбинат» — единственным в России предприятием, занимающимся промышленной добычей янтаря вблизи поселка Янтарный, где сосредоточено около 90% мировых запасов солнечного камня. Пресс-секретарь АО Анастасия Аксенова говорит об одной из главных причин проседания стоимости янтаря:

— Перенасыщения мирового рынка нет. Нашу продукцию мы успешно продаем на бирже, аукционах для переработчиков. Заключены экспортные контракты. Но для нас большая проблема — подпольные старатели, которые занимаются незаконным сбытом янтаря. А черный рынок существенно влияет на мировые цены.

mityakov@sb.by

Фото автора, Павла ЛОСИЧА и интернет-ресурсов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter