Что скрывается под хештегом #яНеБоюсьСказать

яНеБоюсьСказать

Открываю свою страничку в Фейсбук и выпадаю в осадок: несколько десятков историй под хештегом #яНеБоюсьСказать, одна другой чудовищнее. Не то чтобы я хотела видеть этот мир розовым и пушистым, но когда люди наперебой начинают рассказывать о случаях домогательства и сексуального насилия в их жизни, то у меня возникает естественная реакция — недоумение. Почему вдруг и все вместе?


В такие моменты в моем воображении всплывает Игорь Феликсович — чудаковатый препод философии. Этот грустный двухметровый человек подходит к окну, складывает ручки на животе и долго смотрит вдаль, прежде чем начать, а начинает всегда одними и теми же словами: «Друзья мои, во всем есть своя тайная причина!» И вот мы, дерзкие гении, уже давимся от смеха и ждем продолжения, очередную историю про золотой миллион и масонский заговор. И что бы там ни стояло на повестке дня, что бы ни прописал Феликсович в своем учебном плане, в кульминационный момент всенепременно появляются масоны. И крутят этот мир, поправляя свои кипы, в нужную им сторону. Это было забавно, но что–то в этом было. И если уж признаваться в чем–то, то я готова открыть вам, что до сих пор дружу с невидимым Игорем Феликсовичем и часто приговариваю: «Это все неспроста».

Сразу же после публикации первых постов с историями из жизни, которые трудно забыть и обязательно нужно рассказать своему психоаналитику, разразился скандал: некоторые СМИ нашли в этом отличный повод для душераздирающих статей. Тем более что многие из писавших являются лидерами мнений и публичными личностями. Да, я и понимаю, и разделяю, так должны были поступить всякие заинтересованные в своем журналистском деле профессионалы. Это же мясо, такое читают! А тут со всеми подробностями, про подворотню, боль и жизнь–грязь.

— Насилие в странах Восточной Европы — массовое явление, — вздыхают мои западноевропейские друзья.

— Вот!

Я была тысячу раз права, хоть еще не вышла статья в The Guardian, что это акция. Вирусный пост украинского журналиста Насти Мельниченко, в котором она рассказывала о насилии в своей жизни, которое началось с шестилетнего возраста, зацепил словами: «Нам не нужно оправдываться. Мы не виноваты. Я не боюсь говорить...» И открылась бездна.

Главная мысль, что тема насилия табуирована в странах бывшего СССР, возможно, справедлива. Только, во–первых, она сразу же утонула в сумраке готических страшилок про жизнь российской, белорусской и украинской глубинки. И уже не читается, а смакуются лишь страсти по восточноевропейскому бытию. А во–вторых...

Мало кто обратил внимание на то, что на церемонии вручения «Оскаров» в феврале этого года одна из песен, номинированная как лучшая песня к фильму, была Till It Happens to You Леди Гаги. Композиция была специально написана для документальной ленты The Hunting Ground («Зона охоты») режиссера Кирби Дика, посвященной теме сексуального насилия в студенческих кампусах американских колледжей. Картина «Зона охоты» стала тематическим продолжением ленты «Высшее образование», снятой Джоном Синглтоном в 1995 году. Она о нерешенных проблемах американского общества — расизме и сексуальном насилии с применением огнестрельного оружия. Особенность в том, что все это происходит не в грязных районах больших американских городов, а в кампусах лучших университетов. Фильм построен на статистике и монологах жертв и свидетелей. Тихий голос парня... Оказывается, в большинстве случаев пострадавшие от насилия (особенно мужчины) проживали всю жизнь один на один с этой ночью, никому не рассказывая и глубоко пряча свои раны. Как результат — искалеченные судьбы. «Я пришел учиться в университет своей мечты, но та ночь сделала это место адом...»

Лента вышла осенью 2015–го, и в прессе тогда писали, что стигматизация людей, переживших насилие, не есть проблема лишь американского общества. Режиссер Кирби Дик так и сказал: «Мир должен прийти к важной истине, жертва невиновна».

Но почему же пострадавших делят по географическому и национальному признаку? Ведь насилие — глобальная проблема. Преподносить его как американское или восточноевропейское или насилие, совершенное беженцами или людьми определенной расы, значит, лоббировать совершенно определенные интересы, подчеркивать нужное в заданной ситуации.

Примкнувшие к акции пишут: «Нет» — значит нет». И это справедливо не только для России и Украины, но также и для Норвегии, и общежития в Гарварде, и для центральной площади Кельна.

Т.С.

Советская Белоруссия № 135 (25017). Пятница, 15 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter