90% местных дорог на Гродненщине нуждаются в ремонте

Ямы знают наизусть

Привести в порядок около семи тысяч километров местных дорог. Это план на ближайшие четыре года. Малые транспортные артерии, соединяющие между собой деревни и небольшие города, не менее важны, чем республиканские магистрали. Гродненская область — самая автомобилизированная, в лидерах по плотности и протяженности дорог. Но легко ли добраться из одного населенного пункта в другой? Это решила выяснить корреспондент «СБ».


От Гродно до деревни Пригодичи рукой подать, минут десять езды на машине. Многие ее жители и их соседи каждое утро садятся за руль — добираются на работу в город. По привычному маршруту еду с председателем Путришковского сельисполкома Валерием Байковым, чтобы, как говорится, почувствовать разницу между городскими и сельскими дорогами. О разительном контрасте сельчане уже не первый год пишут и звонят в разные инстанции. Впрочем, это беда не отдельно взятого агрогородка, сельсовета или региона. Редкая «прямая линия» с властью, особенно в межсезонье, обходится без сигнала из глубинки о плохих дорогах.

По городской трассе машина катит как по маслу. Но потом даже с закрытыми глазами можно угадать — въезжаем в деревню. На местной дороге, которая находится в зоне ответственности филиала «Гроднодорожник» КУП «Гроднооблдорстрой», изрядно трясет, а сельская улица вовсе выбоина на выбоине. Вячеслав Каминский, водитель автолавки, которого встречаем по пути, тоже реалий не скрывает:

— Мы обслуживаем около сорока населенных пунктов по Гродненскому району, все дороги наизусть знаем. Есть такие места, куда непросто доехать. Не раз застрявшую в грязи автолавку вытаскивать приходилось.

Какой выход? Заместитель генерального директора по экономике КУП «Гроднооблдорстрой» Владимир Цылько детализирует планы ремонта местных дорог:

— По Госпрограмме развития и содержания автодорог, в соответствии с поручениями Президента в области запланировано за четыре года отремонтировать 961 километр местных дорог, по каждому району уже определены приоритетные участки. Но это лишь малая часть: всего мы обслуживаем 10.577 километров дорог, и около 90 процентов из них эксплуатируются с несоблюдением межремонтных сроков. План на этот год — 195 километров. Ждем дополнительное финансирование, чтобы увеличить объемы.

Из Пригодичей едем в агрогородок Путришки. Здесь ситуация не намного лучше. Дело в том, что в этом агрогородке, как и в любом другом, уличная сеть официально не числится на обслуживании какой–либо спецорганизации и не относится к местным дорогам. Сказать, что никому до этого дела нет, будет неправильно. Бездорожье — головная боль сельсоветов, куда люди в первую очередь обращаются с претензиями. Где брать деньги на ремонт? На этот риторический вопрос председатель отвечает прямо:

— Бюджет сельисполкома ограничен, основные поступления идут от продажи земельных участков, благо Путришки и окрестности перспективны для застройки. На дорожный ремонт уходит основная часть доходов. Делаем, что можем, но средств не хватает, своими силами нам не справиться.


Путришкам недавно повезло. Через агрогородок проходит часть дороги местного значения, которую обслуживает филиал «Гроднодорожник» КУП «Гроднооблдорстрой». В прошлом году она попала под плановое финансирование. На средства из областного бюджета капитально отремонтировали больше километра, послужит долго. Сейчас делают трассу в направлении Аульса, применяя новую в стране технологию — цементобетонное покрытие.

Между тем, свернув с асфальта, въезжаем на улицу Первомайскую и останавливаемся перед огромной лужей, которая после недавних обильных ливней расползлась так, что ни проехать, ни пройти. У одной из калиток припаркована машина. Водитель Роман Пацинко, он же хозяин дома, на затронутую тему отзывается охотно:

— Я живу здесь уже более 20 лет и не припомню, чтобы наша улица ремонтировалась. А чем сельчане хуже горожан? И налоги платим, и дорожный сбор.

Председатель обнадеживает: ремонт улицы в планах у сельсовета на этот год, а пока решат, как убрать с дороги застоявшуюся воду. Однако в списке проблемных не только Первомайская, жалуются жители Молодежной, Вачинской, Коммунальной, Мира. Дойдет ли до них очередь?

Председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов пообещал взяться основательно за ремонт местных дорог. И в первую очередь в порядок приведут дороги от районных центров к агрогородкам, а также между крупными населенными пунктами. Средства направят из трех источников: областного бюджета, дорожного сбора и кредитных ресурсов. Не останутся на обочине и улицы агрогородков.

infong@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter