Мы приехали в Лиду, чтобы увидеть, как ставят на крыло будущих воздушных асов

Яков укрощают в небе

Учебно-боевой авиационной эскадрилье 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы нет и года. Но она уже известна всей стране — на вооружении здесь стоят новые учебно-боевые самолеты Як-130. Командует уникальной эскадрильей военный летчик 1-го класса подполковник Олег Олейник. Мы приехали в Лиду, чтобы увидеть, как ставят на крыло будущих воздушных асов.

Формироваться подразделение, по сути, начало еще в декабре 2012-го. Тогда между Министерством обороны страны и научно-производственной корпорацией «Иркут» был подписан контракт на поставку четырех учебно-боевых самолетов Як-130. Первый из них прибыл к нам      15 апреля 2015 года. Из Иркутска на аэродром Лида его доставили в разобранном виде самолетом Ил-76МД. Так пришла новая смена прежним учебно-тренировочным машинам Л-39. Сегодня в авиабазе уже четыре Як-130, которые значительно расширили возможности по подготовке летного состава.

Интересно, как приступили к эксплуатации Як-130, если до этого он не состоял на вооружении нашей армии? Летчик-снайпер, командир 116-й штурмовой авиационной базы полковник Андрей Рачков пояснил:

— Подготовка специалистов продумана до мелочей. Группа военнослужащих ВВС и войск ПВО обучалась выполнению полетов и технической эксплуатации Як-130 на базе Центра организации подготовки авиационного персонала в подмосковном Жуковском. Практическое переучивание летного и инженерно-технического состава началось после постановки самолетов на вооружение нашей части. Помощь оказали российские инструкторы.

Красавцы Як&130: как на подбор

Отбор пилотов был достаточно жестким, признается заместитель командира 116-й штурмовой авиабазы по идеологической работе подполковник Андрей Хрептович. Первыми в небо над Лидой Як-130 подняли российские летчики-испытатели, прибывшие из Иркутска. Настоящие асы! Среди них — заслуженный летчик-испытатель Герой России Роман Таскаев и летчик-испытатель Василий Севастьянов. А наши пилоты впервые отправились в полет в конце мая. Офицеры выполнили виражи, пикирование, «горку» и комплекс пилотажных фигур. Впервые в истории нашей авиации на самолете применили высокоточное оружие — корректируемые авиационные бомбы. 

Орденоносец майор Георгий МИШАЕВ.

По программе подготовки пилоты налетали по 25 часов на Як-130 и переквалифицировались из обучаемых в инструкторов. Одним из первых, кто прошел переобучение, стал командир эскадрильи Олег Олейник. Он вырос в семье военнослужащих. Дед воевал во время Великой Отечественной войны, был ранен. Отец и мать — офицеры в отставке. Сам с детства мечтал стать летчиком, в 2001 году с красным дипломом окончил авиационный факультет Военной академии. Служил в 206-й штурмовой авиационной базе, с 2010-го — в 116-й гвардейской. В 2012-м поступил на командно-штабной факультет Военной академии, который окончил с золотой медалью. Награжден медалью «За безупречную службу» III степени. До назначения на должность командира учебно-боевой эскадрильи был командиром эскадрильи, только летал на Су-25.

Командир эскадрильи подполковник Олег ОЛЕЙНИК проводит разбор полетов.

— Посчастливилось стать первым выпускником белорусской школы по управлению учебно-боевым самолетом Як-130, — улыбается Олег Олейник. — Полтора месяца теории, сдача зачетов, экзаменов. Тренажи по запуску самолета, опробованию его систем, рулению по взлетно-посадочной полосе, аварийному покиданию. Вывозные полеты (с инструктором): взлет, посадка, полет по кругу, в зону на простой и сложный пилотаж. Первый раз самостоятельно вылетел 18 августа. Песня! Это не самолет, а целый авиационный комплекс с электродистанционной комплексной системой управления, выполняющий функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета. Он позволяет в учебных целях репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета, к примеру, МиГ-29, Су-30 и других. Уникальная автоматика дает возможность исключить ошибки пилотирования. Самолет оснащен превосходными средствами объективного контроля: после полета можно провести подробный анализ действий пилота — от видеозаписи до показаний приборов. 


— Як-130 способен нести до трех тонн боевой нагрузки. На его девяти наружных узлах подвески может крепиться управляемое и неуправляемое ракетное и бомбовое, стрелково-пушечное вооружение, — дополняет впечатления Илья Моисеенко. У молодого летчика наибольшее количество часов налета в эскадрилье — свыше 1300. Ранее он был инструктором в 206-м центре подготовки летного состава. 


Сегодня уже семь летчиков учебно-боевой авиаэскадрильи укротили Як-130. Самый старший из летчиков — гвардии майор Андрей Назин. В 2010 году он с отличием окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина. Самый младший — гвардии лейтенант Владимир Карев. Он в эскадрилье с 27 октября прошлого года.


— Вместе с летчиками в Центре организации подготовки авиационного персонала проходил теоретическое обучение и инженерно-технический персонал, — рассказал заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе гвардии майор Владимир Ратькович. — Все они досконально изучили конструкцию Як-130, сдали зачеты на допуск к обслуживанию самолета и теперь сами могут обучать инженерно-технический состав.

Сабина Вересова

Фото Игоря ПЕТРОВСКОГО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter