Ягодка опять

Черника за лето принесла бюджету Беларуси более $ 5 млн

Объемы заготовки черники из года в год растут, но на полках белорусских магазинов ее по-прежнему практически не найти

О полезных свойствах этой лесной ягоды знают многие. Научно доказана ее польза для зрения, а спектр применения в народной медицине широк. Получаются вкусные и доступные витамины на стебельках — благо, черничников в белорусских лесах хватает. Вот только ходят белорусы за ягодой отнюдь не ради того, чтобы принести к своему столу, а чтобы сдать заготовителю и выручить деньги.

Стоимость килограмма черники в этом году, как никогда, высока — колеблется в пределах Br 15—22 тыс. в зависимости от материальной базы района, качества продукции и количества заготовителей и перекупщиков.

По сравнению с прошлогодними Br 8,5 тыс. цены выросли в 2 с лишним раза. Чем не повод заработать? За ягодами ходят белорусы семьями. За непродолжительный летний сезон некоторые успевают прибавить к домашнему бюджету Br 20 млн., а то и больше.

Зато бюджет страны за лето пополнился за счет черники на $ 5 млн. с лишним. Как говорят в Белкоопсоюзе, это в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года. При том, что отправились на экспорт 1,2 тыс. тонн черники из 3,4 тыс. тонн закупленной. За почти полтора месяца Белкоопсоюз уже заготовил на 40 % больше черники, чем в прошлом году, и сезон еще не закончился.

Между тем белорусская ягода уже есть в Польше, Литве, Латвии, Эстонии — туда ведущий республиканский заготовитель поставляет чернику. Достигнуты соглашения о поставках с Австрией, Финляндией и Китаем. С российским рынком работают частники. В общем же на долю индивидуальных заготовителей, по разным оценкам, приходится половина закупок черники в стране.

«Ягода, так и не отправившаяся за границы республики, реализуется на внутреннем рынке, идет на переработку», — говорит пресс-секретарь Белкоопсоюза Елена Мохор. Вот только в магазинах чернику днем с огнем не сыскать. Свежей в столичных гипермаркетах найти не удалось, есть замороженная, и то лишь в нескольких магазинах разных торговых сетей. Так, 450-граммовая упаковка от государственных фирм-поставщиков из Минска и Гродно стоит чуть более Br 24 тыс. Как заметили в одном из столичных гипермаркетов, ягода в ассортименте круглый год, но спрос на нее небольшой. Так что, выходит, черника для белорусов — продукт исключительно сезонный.

«Сперва, когда только начали собирать, оставляли часть дома — на вареники, так поесть, а потом, как день в лесу проведешь, на чернику и смотреть не хочется», — рассказывает сборщица Екатерина Юрьева.

Зато на рынке ягода пользуется большим спросом. За кило черники на столичном Комаровском рынке просят Br 20 тыс. Покупатели не обходят прилавки стороной — еще бы, привозная черешня совсем недавно стоила в 2 раза больше. Берут синюю ягоду кто пакетиками, а кто и сразу ведрами.

— Варенье сварю на зиму, компот закатаю — уж очень в нашей семье чернику любят, — рассказывает Ирина, покупательница. — Если бы зимой можно было купить, не обошла бы стороной. А так, кажется, продают замороженную, но ее еще поискать надо.

Между тем в Белкоопсоюзе замечают, что черника доступна в магазинах кооперации, поставляют ее туда по мере поступления заявок. Вот только заявок практически нет. Сеть «Алми» в прошлом году для своих магазинов закупила 55 килограммов лесной ягоды, но спроса в столице практически не было. В этом году эксперимент решили не повторять.

«У нас здесь магазины маленького формата. Попробовали продавать чернику там, где больше торговых площадей, — в Бресте. Свежую ягоду мы не стали брать из-за высокой цены, ограничились замороженной — Br 31,86 тыс. за килограмм. Прошло уже 2 недели, а никаких продаж нет. Боимся, чтобы не получилось так, как было в Гродно: от долгого лежания 200-граммовых контейнеров впустую черника заснежилась, ягоды слиплись в единый ком. Поставщик с криком забирал товар назад. Если в двухэтажном супермаркете люди не обращают на чернику внимания, то шансы, что ее купят в небольшом магазине, невелики», — поделились горьким опытом представители торговой сети. Вот и выходит, что ягоды хоть и полезные, но продавать их — затея глупая.

Что ж получается: традиционная для белорусских лесов ягода так и не нашла своего места на столе потребителей? Гостеприимно уступила его заморским персикам и черешне? Или виной всему не самая низкая цена, отпугивающая покупателей? А может, мы просто привыкли, что на прилавках отечественных магазинов можно встретить самые диковинные фрукты и ягоды, даже привозные яблоки, а свои еще поискать надо… А тем временем за рубежом нашу чернику ждут с нетерпением.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter