Как идет подготовка специалистов-атомщиков в нашей стране

Ядра — знаний изумруд

Атомная отрасль в любой стране мира аккумулирует лучшие кадры — работа-то ответственная. Тем не менее не все связывают должность специалиста-атомщика с постоянной учебой. Но так оно и есть — сидеть за партой приходится часто. Сначала вуз, потом постоянные стажировки, переподготовка, повышение квалификации. Эксплуатирующий персонал атомной электростанции и вовсе учится и повышает квалификацию на базе учебно-тренировочного центра на самой станции в течение всей работы на АЭС. А как меняется подготовка специалистов-атомщиков у нас? Ответ на этот вопрос искала корреспондент «Р».

На сегодняшний день четверть из 1600 специалистов БелАЭС являются выпускниками высших и средних специальных учебных заведений страны.

Начало начал

Больше десяти лет прошло с тех пор как в вузах нашей страны начали готовить будущих атомщиков. Впрочем, как сказать правильнее — начали или возобновили? Ведь, как вспоминает руководитель кафедры «Тепловые электрические станции» энергофака БНТУ Николай Карницкий, который руководит ей более 30 лет, до 1986 года в вузе была специализация «Атомные электростанции», которая, впрочем, по понятным причинам была упразднена. Поэтому говорить о том, что профессия атомщика для Беларуси не новая, было бы вполне уместно. Выпускники вуза до сих пор трудятся на атомных станциях Литвы, России и других стран. 

Несмотря на имеющуюся базу, наверстывать пришлось серьезно. В вузах, где планировали готовить физиков-ядерщиков, экологов и других специалистов, а это БГУ, БНТУ и БГУИР, столкнулись как минимум с одной проблемой — дефицитом преподавателей. По словам Николая Карницкого, преподаватели порой учились вместе со студентами. 

— Надо было осваивать новые знания. Только у нас в вузе ввели две профильные специальности. Непросто было и с организацией практики за рубежом, поскольку атомные станции — объекты стратегического назначения, попасть на них непросто, тем более иностранцам. Было много переписки. В итоге в России у нас было четыре базы — Ростовская, Калининская, Нововоронежская, Смоленская АЭС. В более ранние сроки часть студентов мы обучали в Севастопольском университете ядерной энергии и промышленности. 


Со временем, по словам специалиста, связи ширились. Теперь студентов БНТУ ждут в Словакии на АЭС «Моховце» и на АЭС «Козлодуй» в Болгарии. Некоторым довелось учиться в Вене, известной своей Цвентендорфской атомной электростанцией, которая никогда не вводилась в эксплуатацию. Зато это прекрасная возможность проникнуть в святая святых станции. Готовит БНТУ и кадры для себя: ряд выпускников обучаются в зарубежных магистратурах и аспирантурах, чтобы вернуться и с приобретенными знаниями учить новых студентов. 

Но, конечно, БНТУ только на стажировки не уповает. Помимо собственных сотрудников, в вузе преподают приглашенные специалисты. Например, 8 декабря сюда для чтения лекций из Национального исследовательского ядерного университета МИФИ приезжают два профессора, которые участвовали в работе и пуске Ленинградской АЭС. Ранее читали лекции специалисты МАГАТЭ, а также коллеги из Обнинска. Николай Карницкий уверен: 

— Думаю, в скором времени и мы сможем делиться опытом. Тем более что касается учебной базы по второму контуру, такая есть далеко не во всех вузах. 

Задел есть

Впрочем, за минувшие годы задел уже есть. Это отмечают во всех вузах, где готовят атомные кадры. И что немаловажно, уже есть и те, кто успешно реализует свои знания на практике. Только на Белорусской АЭС работают около 400 молодых специалистов. Об этом рассказал заместитель главного инженера по подготовке персонала — начальник учебно-тренировочного центра БелАЭС Владимир Горин. 

— Только в завершающемся году коллектив станции пополнили около ста недавних выпускников. Приблизительно столько же планируем принять в следующем году. К слову, некоторые из молодых уже успели подняться по карьерной лестнице. Например, дошли до должностей инженеров управления реактором. 

Совершенствуется и переподготовка специалистов-атомщиков. По словам Владимира Горина, в этом году в учебно-тренировочном центре впервые провели модернизацию тренажера. 

— Сейчас осваиваем новые аварийные инструкции, которые написаны в формате симптомно ориентированных аварийных процедур. Проводим их валидацию и обучение персонала. Прежде мы использовали событийный формат. То есть событие произошло, и персонал поступает согласно процедуре по этому событию. Новый формат широко используется за рубежом и рекомендован нам МАГАТЭ. 

Поставляется в центр и новое оборудование, в частности, ждут здесь кабину для контроля радиоактивного загрязнения персонала. 

— Планируем создать новый класс, где будет отрабатываться процедура входа и выхода из загрязненных зон. 

Атомщиков сегодня готовят четыре вуза страны – БНТУ, БГУ, БГУИР и Минский государственный экологический университет им. Сахарова.

Лучше и шире

Сегодня специалистов-атомщиков в стране готовится достаточно и даже с запасом, признаются в вузах. Если, скажем, выпускники некоторых специальностей БНТУ распределяются на БелАЭС практически на все сто, то в БГУ ситуация несколько иная. Тем не менее, заверяют в этом учебном заведении, проблем с трудоустройством ребята не испытывают. Приблизительно две трети выпускников уходят в организации, связанные с ядерной энергетикой и источниками ионизирующего излучения, еще треть — в смежные отрасли экономики.

Другое дело, что пришло время скорректировать атомные специальности с потребностями экономики. Это отметила и заместитель директора Департамента по ядерной энергетике Минэнергетики Лилия Дулинец:

— Сегодня не ставится задача по приросту количества атомных специальностей, но время идет, и некоторые из них трансформируются. Например, у нас были специальности «Строительство атомных станций», «Парогенераторные установки для атомных станций». Со следующего года в БНТУ будет вестись набор на специальность «Проектирование и эксплуатация АЭС». Это направление наиболее востребовано. Если мы будем готовить 20—30 таких специалистов в год, это будет постоянный ресурс для атомной энергетики нашей страны. 

К слову, инициатором подготовки таких специалистов, по словам Николая Карницкого, выступила дирекция самой БелАЭС. 

— Ставилась задача расширить сферу применения специалистов. Станция рассчитана на сто лет работы, и любая реконструкция и модернизация нуждается в проекте. Надо настраиваться на то, что такие работы будут осуществляться у нас в стране. Аналогичная ситуация с обслуживанием и ремонтом станции. На перспективу их должны осуществлять белорусские специалисты. 

Кстати, по словам Николая Карницкого, отношение к мирному атому меняется. Особенно четко это видно по позиции студентов. 

— Многие ребята с других специальностей хотят попасть на АЭС. Мы отправляем их на преддипломную практику, и в прошлом году шесть человек со специальности «Тепловые электростанции» распределили на АЭС. А распределение со специальности «Паротурбинные установки АЭС» и вовсе близко к ста процентам. 

arteaga@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter