Ядерно-инвестиционная реакция

АЭС  преобразит  не  только  белорусскую  энергосистему,  но  также  может  способствовать  развитию  дорожной,  строительной  и  других  отраслей

АЭС  преобразит  не  только  белорусскую  энергосистему,  но  также  может  способствовать  развитию  дорожной,  строительной  и  других  отраслей 

Наверное, в мире нет однозначных вещей и явлений. Скажем,  дождь в страду — настоящее бедствие, но только при уборке зерновых. А для теребления льна влажная погода приносит только дополнительные удобства. Падающий доллар грозит всемирным кризисом, а между тем девальвация американской валюты сдерживает реальный рост цен на энергоносители. Автомобиль — самый опасный вид транспорта, ежегодно в мире на дорогах гибнут десятки тысяч людей. Но это «средство повышенной опасности» гарантирует быстрое и комфортное путешествие…

В современном мире в некоторой степени приходится быть философом. Тем более странно, что, когда речь заходит о строительстве атомной электростанции, всегда обсуждают исключительно проблему безопасности этого объекта. Конечно, этот вопрос крайне важен и актуален. И при строительстве АЭС в Беларуси именно фактор безопасности и ставится во главу угла. Но справедливости ради не стоит забывать и о преимуществах, которые дает отечественной экономике развитие ядерных технологий. Реализация этого проекта открывает не только новую эпоху для белорусской энергетики, но и дает толчок для развития других отраслей. Ведь строительство атомной электростанции привлечет в страну миллиардные инвестиции. Конечно, основное оборудование и технологии будут использоваться импортные, спору нет. Но немало белорусских предприятий могут принять участие в строительстве АЭС на условиях субподряда. 

Одним из важных условий при выборе поставщика оборудования для атомной станции являются финансовые условия контракта. В мире сложилась практика, когда генеральный подрядчик предоставляет заказчику и кредитные средства для реализации проекта. Не думаю, что исключением станет и белорусский ядерный проект. Другими словами, вместе с новыми технологиями в сфере энергетики в республику придут и значительные объемы иностранных инвестиций. О каких суммах идет речь, рассуждать более чем преждевременно. Только после выбора площадки и изучения ее с экономической точки зрения появится возможность хотя бы приблизительно оценивать объемы вложений. 

Каждая атомная электростанция — уникальный объект. И себестоимость киловатта установочной мощности зависит от множества различных факторов, например геологических особенностей строительной площадки. Ведь двух совершенно одинаковых мест на земле отыскать практически невозможно. У каждой «точки» есть свои неповторимые свойства, и до необходимых стандартов с позиции безопасности каждая площадка «доводится» с помощью различных инженерных решений. Влияют на стоимость проекта и тип реактора, и технические особенности другого оборудования… 

Однако очевидно: строительство АЭС привлечет в страну несколько миллиардов долларов инвестиций. Ведь ядерные объекты обладают практически стопроцентной окупаемостью при минимальных инвестиционных рисках. Потребность в электроэнергии и промышленного, и коммунального сектора обещает только стабильный рост. А в мире пока еще не существует более дешевой технологии в производстве электричества, чем использование возможностей деления ядра. Конечно, большие перспективы для человечества открывают и термоядерные технологии, и использование энергии солнца… Но промышленная эксплуатация этих научных открытий, по мнению экспертов, начнется не раньше чем через 50 лет. Другими словами, АЭС еще полвека будут оставаться  самыми рентабельными и стабильными источниками энергии. Поэтому подобные проекты и считаются у международных финансистов ликвидными активами. 

Несомненно, атомная станция поднимет на новый качественный уровень энергосистему республики. Но реализация проекта должна благоприятно сказаться и на других отраслях экономики. Ведь практически все они будут так или иначе задействованы в строительстве этого объекта и освоении выделенных на него инвестиций. Прежде чем заложить первый камень ядерного реактора, вокруг строительной площадки необходимо выстроить мощную инфраструктуру. В том числе несколько бетонных заводов, которые могли бы обеспечить круглосуточную бесперебойную поставку этого строительного материала. Ведь современная АЭС — это сотни тысяч тонн бетона. Кстати, этот материал пользуется стабильным спросом, поэтому после завершения возведения ядерного объекта эти заводы можно переориентировать на другие нужды экономики и строительной отрасли республики. Необходимость же в больших объемах цемента станет катализатором для более активной реконструкции уже имеющихся в республике таких производств и строительства новых. 

Транспортировка основного оборудования к месту строительства также требует серьезной экономической проработки и расчетов. Скажем, сердце АЭС — реактор — крупногабаритный «предмет», 6—7 метров в диаметре и весом 500 тонн. Ведь недаром большинство атомных станций в мире располагаются рядом с морским побережьем или крупными реками, ибо самый оптимальный вариант доставки груза, столь внушительного по размерам и массе, — водный транспорт. Транспортировать реактор по железной дороге — задача практически невыполнимая. Остается только специальный автомобильный транспорт. Минский завод колесных тягачей способен произвести такую технику. Но потребуется и некоторая модернизация дорожного хозяйства. Как минимум, укрепление полотна некоторых магистралей, путепроводов и мостов. А возможно, и строительство на некоторых участках специализированных дорог. Другими словами, только в вопросе транспортировки реактора могут быть задействованы десятки белорусских предприятий. 

Кроме того, в мире существует практика, когда генеральный подрядчик поставляет основное оборудование для АЭС, а производство вспомогательных и дополнительных систем осваивают предприятия страны-заказчика. Например, первый атомный энергоблок в Корее на 80 % состоял из импортного оборудования, а второй — уже только на 30 %. А отечественный промышленный комплекс способен выполнить различные заказы по выпуску «комплектующих» для атомной станции. Значит, дополнительные инвестиции при строительстве АЭС придут целому ряду белорусских предприятий. Словом, атомный проект — это не только дешевая электроэнергия, но и катализатор экономического развития многих отраслей в республике… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter