Ядерная реакция

Президент провел переговоры с руководством китайской энергетической корпорации

Китайская корпорация CGNPC предложила свои услуги по строительству АЭС


Приближается момент принятия окончательного решения, где, когда и кем в Беларуси будет построена первая атомная электростанция. С географией практически определились — заместитель министра энергетики Михаил Михадюк не так давно сообщил журналистам, что приоритетной считается Островецкая площадка в Гродненской области и пока нет никаких предпосылок к тому, чтобы поменять мнение. Что касается временных рамок, то сроки завершения строительства установлены: первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2016 году, второй — в 2018–м. По существу, остается нерешенным последний и, пожалуй, главный вопрос: кто будет подрядчиком? От этого во многом зависит стоимость АЭС (цена двух блоков колеблется в мире от 2 до 10 миллиардов долларов) и какие будут найдены решения по финансированию крупнейшего экономического проекта в суверенной истории страны. Все это сейчас находится в стадии обсуждения. Вчера Александр Лукашенко встретился с руководством Китайской гуандунской ядерной энергетической корпорации (английская аббревиатура — CGNPC), которая принимает участие в объявленном Правительством тендере. В Минске считают, что работы на огромном объекте хватит всем, речь может вестись о подряде на какую–то часть строительства.


Напомню, в свое время Президент поручил Совмину объявить тендер на строительство АЭС и направить приглашения на участие в нем всем крупнейшим мировым компаниям. Изучив конъюнктуру этого специфического рынка, Правительство пригласило к сотрудничеству американско–японскую группу «Вестингхауз–Тошиба», французско–германскую «Арева», российский «Атомстройэкспорт» и CGNPC. На вчерашних переговорах с китайским участником конкурса Александр Лукашенко еще раз озвучил свою позицию по этому крайне важному государственному вопросу: предпочтение будет отдано более безопасному, дешевому и качественному проекту.


«Скажу прямо и откровенно, что мы честно проведем тендер, — подчеркнул он. — Если ваша корпорация предложит более выгодные условия и обяжется построить в Беларуси атомную электростанцию, безопасную по всем мировым стандартам, дешевую, качественную, то будете строить вы. Если другая компания предложит лучшие варианты, то, естественно, будет строить она».


При этом Президент пообещал, что опыт китайской компании по строительству и эксплуатации АЭС у себя в стране, а также по совместной работе с крупнейшими мировыми производителями реакторов (с той же «Арева») будет учтен.


Китай на данный момент по потреблению энергоресурсов уступает только США. Для него очень актуален вопрос обеспечения энергетической безопасности — как, собственно, и для Беларуси. Один из найденных путей решения — это строительство АЭС. К примеру, белорусские эксперты подсчитали, что атомная станция позволит бюджету экономить около миллиарда долларов в год на закупках газа. Китай поставил себе задачу вводить в строй по три энергоблока каждый год, и основная роль отводится именно Китайской гуандунской ядерной энергетической корпорации. Она была основана в 1994 году, за эти годы общая стоимость активов компании увеличилась в шесть раз и сейчас превышает 60 миллиардов долларов. Так что авторитет этого партнера вряд ли можно подвергать сомнению.


Вчера Президент сделал еще один важный акцент в дискуссии о строительстве первой белорусской АЭС: «Это очень серьезный проект. Безопасность АЭС в стране, которая находится в центре Европы, — это и наша международная ответственность перед партнерами и соседями».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter