Ячейка недоверия

О кражах в супермаркетах

В редакцию читатели звонят по разным поводам. Когда похвалить, когда поругать, а когда и потребовать. Причина звонка Антона Бруйко оказалась печальной.


— Украли, представляете? — возмущался гражданин. — И ведь в приличном супермаркете! А отходил–то всего на пять минут, молока купить.


Музыкальные диски, купленные в этом же магазине, у Антона стащили не из сумки, как это обычно бывает, а из... камеры хранения. До этого, продолжал рассказ Антон, у его друга украли из подобного ящика... ноутбук. Вспоминаю ячейки и ключи к ним в названных Антоном супермаркетах — сама частенько туда захаживаю. Вроде бы такие же, как везде. Не сейфы, конечно, но защиту какую–никакую дают. Не раз забрасывала в них зонтик или рюкзачок с книгами. Неужели и здесь воры нашли способ поживиться? Кто должен нести ответственность за сохранность личных вещей граждан: служба безопасности магазина или сами покупатели? Этими вопросами я задалась вместе с нашим читателем.


Магазинов самообслуживания, где работники принимают на хранение сумки посетителей, отдавая взамен инвентарные корзинки, остались единицы. На смену людям в деле хранения наших вещей пришли железные ящики с замками. Не буду рассуждать о том, хорошо это и плохо, но факт в том, что мы по–прежнему с легкостью оставляем свои портфели и ридикюли перед входом в торговый зал. И рукам легче, и на кассе не придется сумку выворачивать для досмотра. Теперь только приходится ключи от ячеек беречь как зеницу ока. Они вселяют уверенность в сохранности нашего имущества. Оказывается, зря?


Наталья Березовская, заведующая минским супермаркетом, в котором у нашего читателя украли музыкальные диски, заверила, что проблема пока не так уж и велика. За год только пару раз воровали из ячеек. Недалеко от магазина есть киоск по изготовлению дубликатов ключей. Сделать там копию ключа — дело двух минут. Магазин же обезопасил себя расклеенными повсюду объявлениями: «Администрация не несет ответственности за сохранность оставленных вещей». Но после случаев краж здесь задумались о том, чтобы установить видеокамеры еще и возле ячеек.


Пока магазин пытается защититься от воришек лишь тем, что регулярно меняет замки и ключи к камерам. А установка видеокамеры, кстати, дело недешевое. Для этого необходимо менять весь сервер, обеспечивающий работу остальных видеонаблюдателей. Стоит такая процедура около 5 миллионов рублей. Плюс новая камера — от 200 тысяч до полутора миллионов рублей. Но большие ли это деньги за спокойствие клиентов? Ведь наверняка Антон и его приятель, ставшие жертвами магазинных краж, больше не захотят посетить злополучный супермаркет. И друзей своих отговорят...


Кстати, по Закону «О защите прав потребителей» руководство торговой точки вольно само определять, где и сколько камер устанавливать.


— За сохранность имущества потребителей предприятие торговли никакой ответственности не должно нести, — объясняет начальник отдела управления организации торговли Минторга Ольга Скурко. — Однако обязано предоставить достойное место для хранения этого имущества. То есть, например, если шкафчики есть, а ключей к ним нет, виноват магазин.


В итоге специалисты сферы торговли сходятся в одном: за собственностью нужно следить в первую очередь самим собственникам. Но правильно ли это, если подумать о том, что покупатель несет магазину свои деньги. Разве это не достойно того, чтобы создать ему более комфортные условия, пересмотрев явно устаревшие нормы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter