В Бресте выявили 20 фирм, которые реэкспортировали польские яблоки в Россию

Яблоком по лицу

В Бресте выявили более 20 фирм, которые реэкспортировали польские яблоки в Россию. Всего за месяц они смогли переправить из одной страны в другую сотни грузовиков с санкционными фруктами. Оперативники управления Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля по Брестской области выяснили: инициаторами «серых» схем, как правило, являлись граждане России. Они регистрировали фирмы по обе стороны Буга и собирали крупные барыши, тем самым нанося серьезный имиджевый урон нашей стране. Упреки в нелегальных поставках запрещенной продукции на российский рынок в адрес Беларуси звучат, как известно, периодически.


Продажа фруктов из ЕС в России — бизнес незаконный, но весьма прибыльный. В Польше, например, килограмм яблок можно купить за 30 — 40 евроцентов. В РФ фрукты отдают в торговые сети раза в три дороже. Даже с учетом таможенных пошлин и ввозного НДС прибыль получается солидная. Понятно, что найдутся те, кто захочет испытать удачу.

В 2013 году Польша отправила в Россию 751 тысячу тонн яблок. После введения санкций фруктовый экспорт обвалился. Однако Россельхознадзор заподозрил: в 2016 году Беларусь легализовала для поставок в Россию более 250 тысяч тонн яблок и груш из стран, попавших под российское эмбарго. Отмечу: «легализовала» — слово здесь вряд ли уместное. Основная масса санкционных фруктов на территорию РФ попадает окольными тропами. Если пару лет назад торговцы не брезговали подделкой документов белорусских сельхозпредприятий, то сегодня остальным способам они предпочитают тихую контрабанду. Рискованно, но менее хлопотно. Оперативники финансовой милиции описывают схему:

— Польская фирма закупает яблоки у фермеров и отправляет белорусской компании. К нам эти фрукты поступают абсолютно легально — с уплатой причитающихся налогов и сборов. Затем фрукты якобы поступают на рынки, продаются за наличку. Но на самом деле они отправляются в Россию.

Фото РЕЙТЕР

Сотрудники финансовой милиции показали мне официальный ответ администрации одного из минских рынков, на который по документам поставлялись яблоки: ни одна из указанных в запросе 100 фур до рынка так и не доехала. 100 грузовиков — ежемесячная норма для таких фирм. Компании–ударники тоже существуют:

— Одна из предпринимательских структур за месяц отправила из ЕС в Беларусь, а затем в Россию 329 рефрижераторов с яблоками. Это более 10 фур в день! Оборот таких компаний может превышать два миллиона долларов в месяц. При этом в штате, как правило, числится один сотрудник, который получает минимальную заработную плату. Кстати, проработав один–два месяца, фирма закрывается...

Из–за особенностей таможенного и налогового законодательства ликвидируемая компания может претендовать еще и на возврат части уплаченного НДС. Зачастую счет идет на сотни тысяч долларов.

Размах деятельности трансграничных «яблочных» торговцев сотрудники финансовой милиции стараются ограничить. Даже если в Беларусь яблоки поступают вполне легально, то дальше начинается свистопляска с документами. Вот что по этому поводу говорят оперативники:

— Информация в сопроводительных документах должна быть достоверной. На деле получается иначе. По бумагам груз везут в адрес белорусской компании, но на самом деле рефрижератор в Беларуси могут даже не открыть, а сразу переправить в Россию. Это нарушение влечет административную ответственность. Составлено около тридцати протоколов. Руководителям фирм предстоит заплатить крупные штрафы. Более того, по фактам уклонения от уплаты налогов возбуждены два уголовных дела.


Россельхознадзор не раз обвинял наши предприятия в том, что они снабжают Россию санкционными продуктами. Овощами, фруктами, мясной и молочной продукцией, даже креветками. Но организовать хитроумную логистическую цепочку в обход существующих законов может кто угодно. Как белорус, так и россиянин. У дельцов–махинаторов нет национальности. А в результате страдает не только имидж конкретного производителя, но и партнерские отношения между странами. Так быть не должно! Тем, кто бьет по нашей репутации, надо давать «ответку»...

КОММЕНТАРИЙ

Юрий ДЕМКО, начальник УДФР КГК по Брестской области:

— Подобная деятельность предусматривает одну цель — легализацию ввезенной санкционной группы товаров. Это зачастую сопровождается нарушением не только российского, но и белорусского законодательства. Например, сумма получаемых доходов скрывается через оформление подложных документов. На решение этой проблемы направлены усилия финансовой милиции и других фискальных органов.

p.losich@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter