На контроле Президента. Сколько стоит вырастить садовые плоды

Яблоко от яблони

Уборка урожая — это не только зерновые и картофель. В нашей стране издавна выращивают яблоки, груши, сливы. А такие культуры, как арбузы или виноград, еще лет пять-десять назад для наших широт были в диковинку. Но и они сегодня получают все более широкое распространение. Сколько же стоит вырастить садовые плоды? Почем заготовители скупают урожай? И почему же белорусское яблоко в магазинах дороже импортного? Об этом шел разговор в очередной серии проекта Агентства теленовостей «На контроле Президента».



...Судя по ржавому забору, хозяйских рук этот сад давно не видел. 11 гектаров плодородной земли. Карликовые яблони здесь высадили примерно 10 лет назад. Кто? Журналисты попытались узнать у местных жителей. В деревне Довбени Воложинского района рассказали, что изначально все было хорошо. За садом ухаживали, косили траву. Яблоки хорошие были. Чей же теперь этот сад? Местные жители лишь разводят руками: наверное, всенародный. «Всенародной» оказалась вотчина хозяйства «Бобровичи». Уже в офисе сельхозпредприятия признаются: сад списан, подлежит выкорчевке. А вот когда — ответа на этот вопрос никто не дал.


О том, что не используемые должным образом земли нужно вовлекать, например, в севооборот, не раз говорил Президент. Принципиальной позиции Александр Лукашенко придерживается и по старым садам. Уделить внимание их обновлению белорусский лидер поручил в марте, во время рабочей поездки в Барановичский район:

— Надо дать команду губернаторам и жестко спросить. Надо повыкорчевывать это старье. Самые ж хорошие, плодородные земли заняли. И черт ногу сломает. Нет там уже никаких садов, и нет там никакого яблока несчастного, того, которое было в советские времена. У нас прекрасные технологии по яблоку, по садам. Поэтому надо обновлять эти сады или же на этом месте создавать производство каких-то новых фруктов. Или просто в севооборот запускать эти земли по 50, по 100 гектаров.

Главный агроном ОАО «Крошин» Барановичского района Василий Жолнерчук знакомит со своими владениями. Сады в наследство хозяйству достались пару лет назад, когда к «Крошину» присоединили «Петковичи». Теперь, чтобы расчистить поле со старым садом агроному и всей команде (а это 5 человек на спецтехнике), до места работы ездить приходится по 25 километров в одну сторону. Было бы расстояние поменьше, сетует Василий, может, уже и засеяли бы. Впрочем, и это не останавливает. Каждый свободный час от посевной и уборочной аграрии проводят именно здесь.  

С 2011 года в стране убрано больше 20 тысяч гектаров «старичков». Больше всего — в Минской и Гомельской областях. При этом ежегодно в Беларуси появляется не меньше 500 гектаров новых садов. Все чаще они карликовые. Или, как говорят ученые, интенсивного типа, с высокой урожайностью. Известный селекционер, завлабораторией Института плодоводства НАН Беларуси Зоя Козловская вспоминает, как в Горках, еще будучи студенткой, чтобы изучить яблоко, приходилось брать стремянку: плоды в основном были на верхушке кроны. Сегодня только протяни руку — и что ни плод, то товарный.

 На счету селекционера 20 сортов яблонь, 8 — слив, 3 — груши и даже сорт абрикоса. Одно из последних изобретений — элитный гибрид. Со вкусом малой родины. Зоя Аркадьевна выросла в деревне Крапач на Брестчине. Так назвала и новый сорт яблока. Этим же словом в старобелорусском называли людей, способных выживать в тяжелых условиях. Создавать высоко устойчивые к болезням сорта — неизменная задача отечественных ученых.

—  Мы сейчас достигли того, что в одном генотипе сочетаются несколько генов устойчивости, — говорит Зоя Козловская. — И сегодня по устойчивости они превышают уже даже те сорта народной селекции, которые веками сохраняются. Ну, скажем, антоновка.



Кроме того, сегодня белорусские селекционеры готовы предложить конкретный сорт каждому региону.

Половина деревьев в саду ОАО «Агро-сад Рассвет» Брестского района увешана гроздьями сорта «Айдаред». Плодовыми и семечковыми культурами здесь занимаются больше 40 лет. Аббревиатура названия сельхозпредприятия обязывает. Под садами 300 гектаров земли. Около 6 тысяч тонн яблок в «Рассвете» собрали в прошлом году, 38 центнеров с гектара! Рекордная урожайность для страны.

— Когда-то у нас сад занимал около тысячи гектаров. Прошлый год показал, что, имея около 300 гектаров, мы собрали те же тонны, что при тысяче гектаров. Поэтому неважны объемы, а важна эффективность работы, — уверен директор сельхозпредприятия Василий Желенговский.

Почти 30 лет в хозяйстве работает Николай Остапович. Начинал бригадиром, был агрономом, сегодня — управляющий садом. Это на его глазах в три раза уменьшились площади, пришли искусственные поливочные технологии, и вместе с тем из сада ушли 100 гектаров ягодника, сократились посадки груши, алычи и сливы.

— Если алыча у нас раньше расходилась, собирали по 400 тонн в год, и у нас заводы брали очень активно для сока, плодово-ягодных вин, то в последнее время ни один завод не взял. Только пошла в торговлю. Почему? Наверное, дешевле им концентрат где-то покупать, чем перерабатывать натуральный продукт, — говорит Николай Остапович.

Примерно такая же ситуация в хозяйстве по соседству. Тоже Брестский район, Остромечево. Здесь уже убрали алычу, вишню. На очереди слива, поясняет управляющий садом Сергей Криволей:

— В том году, например, собрали сливы 200 тонн. А в этом тонн 40 всего будет. Потому что подмерз немного урожай. Слива, алыча не очень пользуются спросом. Яблоко рентабельно и голубика, а все остальное — посредственно.

Именно поэтому уже в ближайшее время в Остромечево планируют засадить плантацию голубики. Недавно 2 гектара выделили под виноград. Здесь же на белорусском солнце нежится виноград таджикский. Нашу землю он явно полюбил.

Любой продукт садового хозяйства сегодня можно реализовать несколькими способами. Самое простое — на переработку. Сколько и чего нужно, хозяйство и завод договариваются заранее. На Малоритском консервно-овощесушильном комбинате делают в основном детское питание: соки прямого отжима, нектары, варенье, протертое пюре и джемы.

— Начинаем свой сезон, конечно, с заготовки клубники, — рассказала начальник технологического отдела комбината Валентина Григорук. — В этом году мы заготовили (Лунинецкий и Дрогичинский районы) около 25 тонн клубники для себя. Потом взяли около 10 тонн черники. В планах (это основная, конечно, заготовка) — яблоко.

До 50% продукции идет на экспорт: Россия, Казахстан, страны Балтии. Недавно сделали первую поставку в Китай. Здесь стараются заготавливать все плоды и ягоды, которые растут в Беларуси.

Второй способ реализации продукции — через Белкоопсоюз. На конец августа потребкооперацией уже заготовлено 500 тонн черноплодной рябины, 135 тонн вишни, сливы и алычи, 37 тонн голубики и даже 244 тонны арбузов.

— Подготовкой к розничной торговле население не занимается. Для них главное — приехал заготовитель, все, что есть, сложить, взвесить, получить деньги. Сегодня произвести, вырастить любой товар, любую продукцию намного проще, чем продать. Это должны понимать и производители, — отметил председатель правления Белкоопсоюза Валерий Иванов.

Вспомните: прошлый год выдался урожайным. Яблоко закупали по 5 копеек. Садоводы-любители негодовали: сдавать за такую цену — благотворительность. Яблоки выбрасывали. Нечто подобное в июне было с клубникой. Урожай превзошел все ожидания, цена на ягоду обвалилась. Сегодня в Щучинском районе за килограмм опада дают от 10 до 17 копеек. Получается в три раза дороже, чем в рекордный на урожай 2018 год. За товарные яблоки готовы платить до рубля за килограмм. По деревням машина начинает ездить с 6 утра. 700 приемозаготовительных пунктов, свыше 5 тысяч сельских магазинов готовы принять народную продукцию. Дополнительно задействованы порядка тысячи внештатных заготовителей.

Но вот незадача. Если в магазинах Белкоопсоюза белорусского яблока в изобилии, то в крупном ритейле придется еще поискать. Да и цена, в сравнении с импортным, порой выше. И здесь, замечает селекционер Зоя Козловская, вопрос тоже к торговле:

— За всех говорить не хочу, но чаще всего, когда поступают красивые яблоки («Зорка» та же, «Поспех»), они почему-то выставляют другие этикетки, ставят наценку. Захожу в магазин — пишут «Алеся», никакой там «Алеси» нет.

А вот в МАРТ такое изобилие и низкую цену на импорт объясняют тем, что, например, польские яблоки лежат с прошлого года, а наши только с дерева. Тем не менее такое изобилие импортного при своем богатом урожае недопустимо. Акцентировал на этом внимание аграриев во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию Президент:

— Беларусь в неоправданно больших объемах импортирует те овощи и фрукты, которые могут выращивать в стране. Сегодня две трети импорта мы в состоянии вырастить на своей земле. В садовых хозяйствах давно пора навести порядок.

С 1 августа согласно постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли на прилавках в ассортименте должно быть от 1 до 3 видов отечественных яблок. Решение поставленных задач в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия видят в расширении площадей садов с высокой интенсивностью, и не только в крупных хозяйствах, но и на личных подворьях. Тот случай, когда на Бога надейся, но и сам не плошай.

ФАКТ

500 тонн черноплодной рябины, 135 тонн вишни, сливы и алычи, 37 тонн голубики и даже 244 тонны арбузов заготовлено потребкооперацией на конец августа.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter