Яблоки на слезе

В  Городокском  районе  есть  кому  брать  на  себя  чужую  боль

В  Городокском  районе  есть  кому  брать  на  себя  чужую  боль

Шестьдесят с лишним лет назад,  во время Великой Отечественной, здесь и вправду вставала земля на дыбы: фронт стоял целых полгода и сегодня можно только догадываться, какой это был ад, сколько человеческих жизней сгорело в его пламени. Да, это уже далекое прошлое, его бы и не ворошить без веской причины, да беда в том, что она есть. Район ведь, а это огромная территория во многие тысячи квадратных километров, так и не восстановил довоенный уровень населения. Сегодня здесь проживает около тридцати тысяч человек. Малая часть в самом райцентре, остальные в деревнях. Больших, как, к примеру, Пальминка, Бычиха, ставших к этому времени агрогородками, немного, а вот таких, где всего десять и меньше дворов, — 246.

Живут в них, за очень редким исключением, сплошь и рядом старики. Хорошо, если они еще в силе, если сами могут встретить автолавку, добраться на общественном транспорте в ближайший ФАП или районную больницу. А если нет, если все жизненные силы потрачены на то, чтобы жизнь эту самую наладить, если родственников и друзей уже нет, кто под гранитными плитами военных могил, а то и просто на сельских погостах лежит, тогда как?

— Тогда к нам, в центр, — говорит директор территориального центра социального обслуживания населения Наталья Береснева. – Для всех тех, кого можно отнести к категории социально уязвимых, здесь всегда открыты и двери самого центра (сейчас он благодаря поддержке райисполкома находится в новом, прекрасно оборудованном здании), и сердца наших работников. А расклад на сегодня такой. В районе проживает девять тысяч пенсионеров. На учете в нашем центре состоят 1110 одиноких граждан, 1039 из  которых — одинокие престарелые, и 2353 одиноко проживающих, из которых 2330 человек – это одиноко проживающие престарелые. То есть под нашей опекой находится каждый третий пожилой человек в районе.

Самые значимые аспекты работы центра? Они следующие. Создано отделение срочного социального обслуживания центра в городском поселке Езерище, под которое райисполком передал здание одного из бывших местных предприятий. Для отделения приобретены электропила, МТЗ-82 с прицепом, мини-трактор с навесным оборудованием, столярный и другой инструмент. Всем этим смогли воспользоваться более трехсот престарелых граждан Езерищенского поссовета и Гурковского сельсовета – пилка и колка дров, вспашка огородов, заготовка сена, уборка урожая и многие другие услуги  им оказаны за символическую по нынешним временам цену.    

— Самая главная наша забота – социльно-бытовые услуги для пожилых людей на дому, — продолжает Наталья Владимировна. – Их, и бесплатно, с частичной или полной оплатой, получают в районе 384 человека, в том числе на селе 225 человек. Сельская же местность применительно к условиям нашего района — это 71 деревня, в том числе 31 с населением менее 50 человек и еще 15 подобных, которые находятся в десяти и более километрах от сельисполкома. Представляете, какие расстояния приходится преодолевать соцработникам, какой вообще объем работы они выполняют?

Когда мы умножили количество обслуживаемых на число оказываемых им за год услуг (230 400), а потом эту цифру разделили на количество социальных работников (57), получилось, что каждый из них оказал за год своим подопечным по 4042 услуги.

В чем ценность и значимость последней цифры?  В том, что стоит за ней не просто формальное «распишитесь – получите», а контакт, душевный в первую очередь, с человеком. К тому же с человеком глубоко пожилым (только за прошлый год количество обслуживаемых граждан в возрасте 80 и более лет увеличилось с 31,3 до 43,2 процента), что, согласитесь, не так-то и просто. Наталья Владимировна это подтверждает:

— Звонит как-то из отдаленной деревни одна из лучших наших работниц, вся в слезах: все, мол, Владимировна, не могу больше, увольняюсь. Оказывается, ее подопечная высказала бурное, мягко говоря, недовольство по поводу того, что ей купили вместо красных яблок…желтые, хотя заказаны были именно они. Через минуту звонит сама возмутительница спокойствия: «Ой, вы ж прабачце мой дурны язык, я ж  дачушку сваю ні за што пакрыўдзіла, вы толькі яе ад мяне не забірайце”. Теперь уже впору плакать мне. Наши старики — они ведь такие необычные, такие беззащитные. Трудно прожили жизнь, рвались из жил, чтобы дети жили лучше и легче их, до последней возможности отказывались от посторонней помощи ( нам же, мол, перед детьми стыдно). А потом, когда сил уже нет, когда дети или далеко, или вообще их нет, прямо сердцем к нашим работникам прикипают. Брать на себя чужую боль, поверьте, очень тяжело, но если люди у нас работают по пять-десять лет и об увольнении даже не думают, значит, им эта ноша не в тягость, значит, мы в свое время приняли верные кадровые решения.

Попадание в “цель” при подборе социальных работников тоже, оказывается, не случайно. Ведь прежде чем вверить судьбу пожилых в чьи-то руки, здесь у них самих спрашивают, согласны ли они с той или иной кандидатурой в помощники. Такой “кастинг” в свое время прошли Ольга Величко из деревни Пальминка, Елена Барченкова из Езерища, Виктор Лукьяненко из маленького Зайкова, Виктор Филимонов из Бычихи, Наталья Смык из Городка, которых сегодня называют лучшими работниками центра, которые и скрашивают старикам последние годы на нелегком жизненном пути.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter